Святой
хирург
11 июня — память
святителя и исповедника, архиепископа Симферопольского Луки (Войно-Ясенецкого).
Наделенный от
Бога многими талантами, будущий святитель вначале работал земским врачом. Читая
его биографию, просто поражаешься, какие же сложнейшие операции проводил он в
стенах обычных сельских лечебниц. Сейчас бы пациента с такими недугами изрядно
помытарили, заставляя сдавать многочисленные анализы, проходить обследования на
УЗИ и т. п. А тогда земский врач при первом же осмотре ставил диагноз. Однажды
после сделанной Валентином Войно-Ясенецким (мирское
имя святителя) операции прозрел нищий, слепой с раннего детства. Вскоре молодой
хирург защитил докторскую диссертацию. Тогда же он стал работать над главной
книгой своей жизни – «Очерки гнойной медицины», спасшей жизни множеству раненых
в годы Великой Отечественной войны и до сих пор остающейся одним из
авторитетнейших трудов в мире по данной тематике.
По промыслу Божию ученый и блестящий практик-хирург стал священником,
продолжая заниматься целительством. Произошла
революция, и решиться на этот шаг означало перейти в категорию вечно гонимых и постоянно ожидающих ареста.
В начале 20-х
годов прошлого века священник и хирург Валентин Войно-Ясенецкий
жил уже в Ташкенте, где и принял монашеский постриг с именем апостола и
евангелиста, врача и иконописца Луки. В 1923 году ссыльные архиереи
хиротонисали иеромонаха Луку во епископа Ташкентского.
Уже через неделю новоиспеченный владыка был арестован. В тюрьме каждую ночь его
допрашивали, а днем он заканчивал работу над «Очерками гнойной медицины»,
написав на заглавном листе: «Епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий».
Потом были долгие годы ссылок и тюрем.
Когда началась
Великая Отечественная война, выяснилось, что без гениальных хирургов, каковым
был епископ Лука, власти не обойтись. За опальным архиереем в поселок Большая
Мурта прислали самолет, на котором его доставили в красноярский госпиталь. Надо
ли говорить, скольким раненым спас жизнь целитель. Перед операцией он всегда
молился, в редкое свободное время ходил далеко за город в единственную
уцелевшую в этих местах церковь (в Красноярске все храмы были закрыты или
разрушены). В 1943 году владыка возвратился из ссылки и был назначен
архиепископом Тамбовским, продолжая оперировать раненых в госпиталях.
За свой труд в
годы Великой Отечественной войны, организацию госпиталей епископ Лука был
награжден Сталинской премией. А в мае 1946 года его поставляют архиепископом
Симферопольским и Крымским, где он наставляет свою паству, читает лекции в
медицинском институте. Оперировать в связи с резким ухудшением зрения он уже не
мог – сказались и долгие годы в ссылках, и бессонные ночи в тюрьмах. За пять
лет до своей кончины владыка ослеп, но любовь людей к нему была безмерна.
11 июня 1961
года сердце великого пастыря и целителя остановилось. Это было время очередных
жесточайших (хрущевских) гонений на церковь, когда глава государства пообещал вскорости «показать последнего попа». Несмотря на это,
проводить владыку в последний путь пришли тысячи горожан. Власти запретили
нести гроб по главной улице Симферополя, но людской поток смел все заграждения.
Три с половиной часа похоронная процессия шла с гробом святителя через весь
город и пела: «Святый Боже, Святый
Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
В. НИКОЛАЕВ.
Б№23(487)2009
Сердце
- орган высшего познания
Наши
анатомо-физические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают
нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором
кровообращения.
Но Священное
Писание говорит нам о сердце гораздо больше. О сердце речь идет, чуть ли не на
каждой странице Библии, и впервые читающий ее, не
может не заметить, что сердцу придается значение не только центрального органа
чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных
воздействий. И больше того: сердце, по Священному Писанию, есть орган общения
человека с Богом, а следовательно, оно есть орган
высшего познания.
Сердце
предназначено не только для чувствования и для общения с Богом. Священное
Писание свидетельствует, что оно есть и орган желания, источник воли, добрых и
злых намерений: «Придет Господь... и обнаружит сердечные намерения» (из
послания апостола Павла, 1 Кор. 4 - 5), «Сердце,
кующее злые замыслы» (Притч. 6, 18).
Нам известны в
мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и
другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и
печали, гнева и страданий, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех
органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозг и оканчиваются в
клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только
ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые и многие другие.
Но это только
ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами – значит впадать в
самую глубокую психологическую ошибку. Каким образом возникшие в мозгу мысли
передаются в сердце, мы не знаем, но мысль как акт чисто психологический, в
отличие от ощущений как актов физиологических, не нуждается в анатомических
путях проведения. Не нуждаются в этих путях и чувства, возникающие в сердце в
зависимости от тех или других мыслей и в значительной мере формирующие их...
Громадное
значение имеют исследования академика Павлова и его сотрудников о
физиологическом значении лобных полушарий мозга. Как было установлено, вся кора
полушарий, эта совершеннейшая часть мозга, состоит только из бесчисленного
множества анализаторов, анализаторов и анализаторов...
Мозговая кора
анализирует не чувства, а ощущения. Эти исследования Павлова соответствуют
наблюдениям хирургов над множеством раненых с абсцессами лобных долей мозга.
Они, как правило, не сопровождаются сколько-нибудь заметными изменениями
психики или расстройством высших мыслительных функций. (Святитель
Лука приводит на этот счет примеры из своей врачебной практики. – Прим, ред.).
Если, таким
образом, мозг нельзя считать органом чувств и исключительным органом высшего
познания, то это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о
сердце как органе чувств вообще и особенно высших чувств.
(Из книги
святителя Луки «Дух, душа, тело»).