Невеста
дивная Христа
7 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница. Об историиэтого праздника, его значении для христианской
Церкви повествуется в книге известного богослова и проповедника Валерия
Духанина «Сокровенный мир Православия». Фрагменты этой книги мы сегодня
публикуем.
Миновало
пятьдесят дней после Воскресения Христа и десять после Его Вознесения. Апостолы
вместе с Матерью Спасителя находились в одном из домов Иерусалима, ожидая
исполнения слов Господа: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете мне свидетелями... даже до края земли» (Деян. 1,5 - 8). Внезапно в утренние часы сделался шум с
неба, словно от сильного ветра. Тогда «явились им разделяющиеся языки, как бы
огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2,3 - 4).
Почему
Господь ниспослал Святаго Духа в чувственном, зримом
виде? Потому что это явление – начало преображения мира видимого. А что
означали пламенные языки? То, что ученикам Христовым дается сила проповедовать
спасение во всех народах. Наконец, сам образ огня означал, что Божественная
благодать опаляет грехи, очищает душу, она освящает и согревает сердце
человека. Когда в темную комнату заносится яркий светильник, мрак исчезает.
Апостолы,
будучи исполнены Духа Святаго, почувствовали себя
словно заново рожденными. Они ощутили неизреченную легкость и беззаветную
радость. Господь попалил в их душах всякий грех, изгнал все тени адского мрака,
возродил их сердце. Что-то невероятно светлое, отрадное, жизнерадостное,
вечное, чистое засияло в их душах. Иначе и не могло быть, потому что благодать
Божия открыла в человеке такое удивительное, сокровенное содержание, о котором
он сам не знал. Тогда же апостолы стали понимать языки и даже наречия других
народов (Деян. 2,4 -11). Благодаря этому дару
апостольская проповедь привлекла к свету веры бесчисленный сонм людей из разных
племен и сословий. Этот дар свидетельствовал о главном – во Христе люди
научились не только понимать, но и любить друг друга.
Так на земле
родилась Церковь – единство людей в благодати Духа Святаго.
Отныне же Дух, что живет в Сыне Божием, живет и в возрожденных Им людях. Теперь
Господь наш Иисус Христос – Глава обновленного человечества, а христиане – Его
тело. Насколько тесна связь главы и тела, настолько тесно единство Христа и
Церкви. Нисшедший Дух Святый объединил как человека с
Богом, так и людей друг с другом.
Таким
образом, Церковь – это сообщество христиан, живущих и умерших (ибо у Бога все
живы), соединенных верой, любовью и всем, что даровал нам Христос.
Как образно
писал поэт:
О, православная
ограда.
Навек пред Богом
Ты чиста.
Ты всех
спасаемых отрада,
Невеста дивная
Христа.
А каким
образом благодать Святаго Духа сохраняется в Церкви
до наших дней? Ведь она была дана Господом конкретным людям, в частности святым
апостолам. От одной уже догорающей свечи можно возжечь другие свечи. Так и
апостолы поставляли себе преемников, передавая им благодать. Среди христиан для
этого избирались наиболее достойные. Апостолы передавали им благодать
посредством молитвы над ними и возложения рук на голову посвящаемого.
Одновременно им передавалась и чистота вероучения. Лица, избираемые и
посвящаемые для служения Церкви, называются духовенством, так как совершают
духовное служение в этом мире.
С ранних
времен Православная Церковь остро следила за непрерывностью апостольского
преемства, то есть чтобы каждый новый епископ получал
посвящение от законных епископов, посвящение которых восходило бы к самим
апостолам. Еще святой Ириней Лионский (середина VI
века) перечислял по порядку римских епископов, а историк Евсевет
Kecapийский (IV век)
указывал, что все по-листные древнехристианские
Церкви хранят списки своих епископов в их непрерывной преемственности. И до сих
пор Церковь следит за законностью посвящения. Таким образом, каждый православный
священник, которого вы встретите или с которым будете беседовать, имеет на себе
ту же благодать, что и святые апостолы.
Церковь ведет
войну с адом, и в этом невидимом бою священники находятся на передовой.
Совершая победы, они получают и раны. Ведь невидимый враг более всего старается
поражать предстоятелей – и у священников бывают
недостатки (порой вступающий на путь священства не представляет, с какими
трудностями и опасностями он столкнется). Но станете ли вы осуждать солдат,
которые стоят под пулями в первом ряду, хотя бы некоторые из них были слабы и
плохо обучены? Ради того, что они закрывают собой других и принимают первый
удар на себя, они достойны благодарности.
Если пророку
Моисею для получения от Бога Закона нужно было взойти на гору Синай, а апостолам для принятия Духа Святаго
собраться в Сионскую горницу, то современному человеку для очищения собственной
души и приобщения Дарам Божиим следует лучше прийти в святой храм.
Когда царь
Соломон построил храм, то Бог сказал ему: «Я освятил сей храм, который ты
построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое
там во все дни» ( 3 Цар. 9,
3). И по сей день во всех созидаемых храмах Господь наиболее проявляет Свое
благодатное, освящающее присутствие и слышит человека во всех нуждах его.
В храме
совершается удивительное Таинство, в котором Господь предлагает людям теснейшее
единение с Собой. Это – Евхаристия. Бог, Источник всякого блага, дарует людям
возможность принять Его в самих себя, причаститься Ему, соединиться с Ним.
Люди, достойно причастившиеся, имеют внутри себя свет, жизнь, радость. Они не
испытывают внутренней пустоты, их сердце исполняется добра и духовной силы, так
что теперь они становятся способны укреплять и других. И в какой-то момент
человек ощущает, что Бог всегда рядом. А если с тобой Бог, то уже ничто не
сможет сломить тебя. В храме люди, пришедшие каждый со своими нуждами,
становятся ближе друг к другу, потому что получают от Бога – общего Небесного
Отца всех людей – одну благодатную помощь.
Как свет многих
свечей сливается в одно сияние, так и общая храмовая молитва есть светоносный
поток надежды и веры, устремленный к Небу. И даже человек, еще не умеющий
молиться, но все же пришедший в храм, оказывается включенным в это сияние,
потому что Господь подает Свою благодать даром.
В храме
вместе с людьми молятся ангелы и святые, поэтому в богослужении участвует вся
полнота Церкви земной и небесной.
... Там с утра
над церковными главами
Голубеет
небесный песок,
И звенит
придорожными травами
От озер водяной ветерок.
Не за песни
весны над равниною
Дорога мне
зеленая ширь —
Полюбил я тоской
журавлиною
На высокой горе
монастырь.
Каждый вечер,
как синь затуманится,
Как повиснет
заря на мосту,
Ты идешь, моя
бедная странница,
Поклониться
любви и кресту.
Кроток дух
монастырского жителя,
Жадно слушать бы
ектинью,
Помолись перед
ликом Спасителя
За погибшую душу
мою.
(С. Есенин).
Подготовил
В.НИКОЛАЕВ
Б№22(486)2009