Помогающий всем
22 мая — перенесение мощей святителя чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Никола-угодник, как исстари называют этого святого на
Руси, – один из особо чтимых молитвенников и покровителей самых разных сторон
жизни людей, помощник и заступник всех попавших в
«скорбные обстояния».
Родился он
около 260 года в Мирах – главном городке Ликийской
области в Малой Азии (ныне Анталия в Турции) в
богатой христианской семье. Однако к богатству всегда оставался равнодушным, с
юных лет посвятив себя христианскому служению. По достоверным источникам, еще в
младенчестве будущий святитель не вкушал молока в постные дни – по средам и
пятницам. В молодости Николай, уже священник, совершил паломничество в
Палестину, ко Гробу Господню и спасительному древу
Креста. Тогда же в дороге у него и открылся дар чудотворений: он укротил бурю и
воскресил упавшего с мачты и разбившегося насмерть матроса.
Став
архиепископом мирликийским, Николай целиком посвятил
себя делам благотворительности, прославился он как заступник всех гонимых и
невинно осужденных и как великий чудотворец. Так, архиепископ спас Миры от голода
(во время бесхлебицы он во сне явился купцу, перевозившему морем хлеб для
продажи, уговорив того изменить маршрут и направить корабль к Мирам), помог
морякам во время бури, уберег от разврата девиц, умиротворил восстание и т. д.
Как
повествуется в Житии святителя Николая, умер он в глубокой старости в Мирах и
был похоронен в местном соборе 6 декабря (19-го по новому стилю), где и
покоились его честные мощи семьсот с лишним лет. До тех пор, когда из-за частых
набегов сарацинов город Миры практически обезлюдел.
Уцелел лишь храм, где покоились мощи святого, но и они могли подвергнуться
осквернению. Жители итальянского города Бари в этих
обстоятельствах перевезли к себе по морю мощи святителя. Остатки
жителей Мир Ликийских плакали так, что плач их
был слышен далеко окрест. Произошло это в 1087 году 9 мая (22-го по новому
стилю). Сегодня на родине святителя установлен памятник (см.
фото), а о православных ликийцах, прирожденных
архитекторах, напоминают лишь гробницы в скалах – шедевры древнего зодчества.
Среди
драгоценных лампад у гробницы чудотворца в Бари
наиболее прекрасны лампады из России – дары русских богомольцев и императоров.
И это не случайно: ни в одной стране мира нет такого почитания Николая
Чудотворца, как у нас. Его чтят даже представители нехристианских народов
страны. Так, часовню святого Николая в Тункинской
долине (Бурятия) построили казаки, но и ламанисты и
шаманисты с благоговением приходили поклониться «батюшке Михоле»,
или же по-монгольски «Сагану Убукгу-ну»
– седому, белому старику. Нет такого места в России, где бы не было храма,
монастыря или часовни, посвященных святителю Николаю.
На Руси
праздник перенесения мощей святителя в город Бари
отмечается с 1092 года. Исстари он является одним из главных весенних
праздников, известным в народе как Никола Вешний, Никола травный, теплый.
Благой чудотворец Николай – покровитель крестьян, хлебопашцев, скорый помощник
в земледельческих нуждах, избавитель от всяких напастей, ходатай человека перед
Богом. Никола Вешний всегда был праздничным днем. В знак особого благоговения
перед угодником Божиим всякие работы в этот день откладывались, даже несмотря на горячую весеннюю пору.
Николай
Угодник считался особым покровителем лошадей, за что ему особенно усердно
молились мужики. Сегодня этот факту кого-то, возможно, вызовет улыбку: мол,
подумаешь, лошаденка... Но в те времена это животное было главным помощником
человека в хозяйстве – без нее ни дров, ни сена не
привезти, ни поле вспахать...Для крестьянина лошадь
была всем! Тракторов ведь не было.
Кстати, В.И.
Даль определил понятие «крестьянин» как «крещеный мужик». Крещеными на Руси
были представители и других сословий. Но крестьянами назывались именно
хлебопашцы. За свое терпение и смирение, за то, что несли без устали тяжкий
крест Христов, поливая потом родную землишку. И все мы сегодня молиться должны
за тех, кто, несмотря на нынешнее лихолетье, не дает окончательно погибнуть
российской ниве.
В народе
издревле ходило множество духовных стихир и песнопений, посвященных святому
Николе. Когда идут, например, многодневным крестным ходом к обретению
Великорецкой чудотворной иконы святителя Николая (эта традиция возродилась),
старушки поют дорогой бесхитростное, помогающее переносить трудности далекого
пути песнопение с повторяющимися словами: «О святитель наш, угодник, чудотворец Николай, рабам грешным,
недостойным руку помощи подай». А святитель в песнопении отвечает: «Вы идите,
не горюйте, вот вам правая рука. Вера чистая, святая вас ведет прямо туда».
Туда, то есть к месту обретения чудотворного образа.
Отче священноначальниче Николае, моли
Христа Бога спастися душам нашим.
В.НИКОЛАЕВ.
Б№20(484)2009