Фундамент для счастья
На наиболее
распространенные и трудные вопросы о семейной жизни, о разводах и приобщении
детей к вере отвечает настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Ахунах протоиерей Николай ТИЩЕНКО.
– Отец Николай, не секрет, что очень часто разводятся даже венчанные
супруги. Люди недоумевают: почему Божия благодать Таинства не помогла спасти
брак?
Венчание хотя и является величайшим
Таинством, но все же не панацея от всех сложностей и
неурядиц, которые случаются в
семейной жизни, не талисман, который сразу же
сделает супругов счастливыми. Христианское Таинство венчания предполагает, что венчанные и жизнь
свою будут строить по христианским заповедям
и обычаям. Но очень часто происходит
так, что молодые люди после венчания
живут так, будто они и не христиане:
в церковь не ходят, не молятся,
постов не держат, не говоря уж о
соблюдении заповедей Божиих. Словом,
ведут себя, как язычники или неверующие.
Тем самым они удаляются от Бога. На
какую же небесную помощь в браке
можно при этом рассчитывать? Винить Бога в собственной лености души и неверии? Вот и получается, что молодожены, к сожалению, часто надеются на венчание, как на некий магический обряд, механически избавляющий
от бед и снимающий с них всякую
ответственность за благополучие в супружеской жизни. Да, Господь благословляет любое доброе дело, например
строительство дома. Но сделать фундамент, выложить стены, установить крышу должен сам человек. Для супругов фундаментом их семейной жизни является соблюдение заповедей Божиих, церковных установлений. Тогда и Господь будет помогать таким семьям укреплять взаимную любовь, которая и спустя многие годы не только не потускнеет, а напротив, будет сиять еще
большей свежестью и чистотой.
– К вам, как к пастырю, часто обращаются за
советом. Что чаще всего, на ваш взгляд, создает сложности и неурядицы в молодых семьях, становясь причиной разводов?
– Опять-таки замечу: если молодые
супруги воцерковлены, регулярно посещают богослужения,
прибегают к спасительным Таинствам Церкви, вопросов о браке у них не возникает. Вернее, они сами знают, как решать свои проблемы,
поскольку видят и знают, прежде
всего, свои грехи и немощи,
снисходительны друг к другу. Они
совершенствуются с Божией помощью
духовно, и от этого крепче
становится их семья. А вот в семьях,
далеких от Церкви, как раз и начинаются неурядицы: война полов (кто главный в семье?), интересов («он с машиной больше времени проводит, чем с женой») и т. д. Даже по
поводу того, какую передачу смотреть,
конфликтуют, приходится покупать
второй телевизор... Но скандалы не
прекращаются, потому что не устранена причина раздоров – нехристианская
жизнь. А ведь семья – это малая церковь, в
которой своя иерархия: муж – глава семьи, он должен любить и уважать свою жену, которая должна ему подчиняться. Это вовсе не означает, что женщина ниже мужчины по статусу в семье. Пример тому – Дева Мария, величайшая из святых, и не только святых, но и Архангелов. Христианские правила иерархии в семье не ставят женщину в положение рабыни. Еще со времен Адама и Евы мужчина и женщина в семье призваны к вечному совершенствованию, к восполнению одним того, чего недостает другому. Каждый из них
обладает уникальной природой и индивидуальными качествами. И когда такая иерархия
не соблюдается, начинается выяснение
отношений: кто главнее, кто больше
зарабатывает, чем надо или не надо заниматься... Благодать Божия какое-то время незримым образом может сглаживать недоразумения, но если сами супруги не желают жить по христианским установлениям, на что хорошее можно рассчитывать? Случается и того хуже, когда Таинство венчания становится предметом торга. Например, муж (или жених) на предложение венчаться отвечает жене или ее родителям, что, дескать, он повенчается, если ему купят машину. Ну что, скажите, ожидать от такого брака?
— Отец
Николай, немало вопросов возникает о Таинстве крещения
ребенка, например, когда крестить – пораньше или попозже?
По
церковному уставу крестить ребенка можно на 8-й день после
рождения. Эта традиция восходит еще к ветхозаветным временам,
когда обрезание мальчика совершалось на 8-й день. Таинство крещения, заменившее
христианам ветхозаветное обрезание, имеет несколько иное значение: через
троекратное погружение ребенка в купель с его души смываются грехи родителей и
прародителей. В этот момент он становится безгрешным и по своему существу
причисляется к ангельскому чину.
Поэтому чем раньше его окрестят, тем
лучше, и спасительнее это будет для младенца, поскольку грехи целых поколений
не успевают укорениться в его душе. И Ангелу-хранителю, которому при крещении
вверяется душа нового человека, также будет легче защищать и спасать ее от
соблазнов и опасностей жизни.
Но обычно у нас крестят на 40-й день. Это
связано вот с чем: по церковному преданию считается, что женщина после родов до
40 дней пребывает в нечистоте, и ей по этой причине нельзя посещать храм. На
40-й день она уже может прийти в церковь, где священник прочитает специальную
разрешительную молитву, после чего женщина может посещать богослужения,
участвовать в Таинствах, обрядах. Поэтому люди обычно на 40-й день (или чуть
позже) совмещают крестины и приход женщины в храм за разрешительной молитвой, и
чтобы она смогла поблагодарить Господа за рождение ребеночка.
– К сожалению, крестины часто
откладывают до «лучших времен» – мол, пусть зима кончится или, наоборот, – не
так жарко будет, а время идет...
– Наши предки крестили
детей в реках и озерах, причем в любое время года. И не было случаев, не
зафиксировано, чтобы младенец после этого заболел. Ибо сказано Господом: «По вере
вашей да будет вам». А тот, кто надеется, что крестить лучше и легче, когда погода улучшится или ребенок
повзрослеет, совершает очень опасную ошибку. Чем ребенок старше, тем труднее его
крестить. Потому что он уже видит, что находится в чужой обстановке, что какие-то незнакомые люди держат его на руках, какие-то
молитвы, песнопения... Естественно, он всего этого пугается и протестует криком. Что он еще умеет делать – молчать или кричать. И кричит он,
бывает, так, что уже не слышно ни молитв, ни песнопений. Тем труднее при этом приходится и крестным родителям, и матери которой от этого крика сердце разрывается.
Важно раньше крестить ребенка еще и потому, что в Таинстве крещения,
когда в купели смываются с него все прародительские грехи,
его еще и помазывают святым миром, ставя печать Духа Святаго. В этот момент младенец уже
причисляется к лону нашей Церкви, становится православным христианином.
Отсюда и пословица пошла: «Все вы одним миром мазаны».
Повторюсь: чем позже крестят ребенка, тем сильнее грехи прародителей (даже со времен Адама и Евы) укореняются в его душе. Причем бывает, укореняются настолько, что через
эти грехи дьявол начинает управлять
чувствами этого ребенка. Я сам был
свидетелем, когда во время крещения 4-летний
ребенок мужским голосом кричал: «Я не хочу
креститься!» Фактически это уже сам дьявол
отвечал устами ребенка на вопросы, задаваемые священником крестным родителям.
– Очень радостно видеть, что все
больше молодых родителей приносят своих детей причаститься Святых Даров. Но,
увы, большая часть родителей богослужения не посещают. Или сходят разок в
церковь, а ребенок перед причастием у них начинает капризничать,
кричать, отворачиваться от Чаши. После этого у отца с матерью вообще пропадает
желание снова идти в церковь.
— К сожалению, это так. Я всегда после
крещения ребенка напоминаю родителям: в обязательном порядке раз в неделю (обычно
в выходные дни) причащайте ребенка Святых Христовых Тайн. Если взрослый
человек, исполнив заповедь Божию, идет в воскресенье в храм и тем самым
посвящает этот день Господу, то для малого ребенка детским богослужением
является причащение. Тем самым он, пусть и неосознанно, уже служит Богу. И это
благотворно влияет и на духовное состояние ребенка, и на его телесное здоровье.
Он растет более спокойным, физически крепким, а
главное – его легче воспитывать. Дети, которых никогда не причащали, в первое
время (2 – 3 причастия) действительно часто капризничают. Но после уже
неосознанно сами открывают ротик, потому что понимают: им это нужно, от этого
им хорошо. Бывало некоторым 3 – 4-летним детям даже уста с трудом удавалось
открыть, но потом они уже сами просили родителей приводить их к причастию. В то
же время и родители сами должны причащаться и тем самым показывать пример.
Почему дети растут нервными,
капризными? Именно потому, что часто лишены Святых Даров, ни родители, ни
крестные за них не молятся. И вместо того чтобы повести ребенка в храм, его
водят по разным «бабкам» и «дедкам» – колдуньям и колдунам, пусть и обставившим
свои жилища свечами и иконами. И тем самым ради мнимого (или временного)
спокойствия ребенка ввергают в демонообщение. Ведь
все эти «бабки» и «дедки», экстрасенсы, как учит
Церковь, – это слуги дьявола.
Самое лучшее лекарство для всех –
родителей, детей, их крестных, чтобы они все вместе находились в одной духовной
семье, вместе молились, исповедовались, каялись в грехах, причащались. А чем
меньше будет нераскаянных грехов, тем меньше будут страдать и тело, и чувства,
и душа. И, соответственно, любые отговорки, чтобы не посещать храм, будут
негативно отражаться и на ребенке.
Есть такая позиция у многих людей: мол, в
Бога я хоть и верю, но в церковь ходить не буду – тяжело стоять, молиться. Но
кто сказал, что спасать душу легко? Однако и нет ничего в жизни важнее этого
труда – почитать Бога, родителей, делать добрые дела, молиться за себя, за других. А у многих на это, к сожалению, не хватает ни
времени, ни терпения, ни желания. Но наши святые отцы по этому поводу
предупреждали: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Надо всегда помнить об
этом, ведь жизнь земная очень скоротечна.
Беседу вел В.
НИКОЛАЕВ.
Б№19(483)2009