Попытки «остановить» чудо
В нашей газете мы
неоднократно рассказывали об одном из немногих чудес Православной Церкви –
Благодатном Огне, который сходит ежегодно на православную Пасху в храме Гроба Господня
в Иерусалиме. Сегодня мы публикуем фрагменты статьи о малоизвестных фактах
схождения Благодатного Огня. Автор И.Н. Рубанов
опубликовал эту статью в книге «Чудеса истинные и ложные».
По количеству очевидцев (до 20 тысяч
ежегодно) и исторической длительности (как минимум с IV века от Рождества
Христова) это событие не имеет аналогов не только в нашей Церкви, но и во всем
мире. Здесь уместно пояснить, что Православие было для Иерусалима
государственной религией лишь в короткий период с 326 по 638 года. С тех пор и
по настоящее время Вечный город находился под властью иноверцев или инославных христиан, неприязненно относившихся к Восточной
Православной Церкви. Естественно, такое отношение предопределило неоднократные
попытки воспрепятствовать явлению чуда. Особенно много их в прошлом исходило от
мусульманских властей, которые поначалу были убеждены, что Благодатный Огонь –
не более чем «хитрости монахов». Многие правители неоднократно пытались
«разоблачить» чудо, проводили проверки, но Благодатный Огонь продолжал сходить
на Гроб Господень. Один случай подобного рода упоминается английским летописцем
Готьером Винисоуфом. Вот
что он пишет: «В
1187 году сарацины под предводительством султана Салаха
ад-Дина захватили Иерусалим. В этот год султан пожелал присутствовать на
праздновании, хотя и не был христианином. Когда султан прибыл, Небесный Огонь
загорелся внезапно, и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили
радость, восславляя величие Господа. Сарацины же, напротив, говорили, что
Огонь, который, как они только что увидели, снизошел, был зажжен жульническими
средствами. Салах ад-Дин,
желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа, в которой
загорелся Огонь, ниспосланный с небес, была потушена. Но (после этого) лампа сразу же загорелась вновь. Он приказал второй раз, а затем и
в третий раз затушить лампу, но она загоралась опять и опять, как будто бы сама
по себе. Вслед затем пораженный султан во всеуслышание восклицал пророчески:
«Скорее я умру, чем потеряю Иерусалим». Его пророчество свершилось: Салах ад-Дин умер на следующий
Великий пост».
Вероятно, косвенным свидетельством
тщетности попыток мусульманской стороны доказать искусственную природу
Благодатного Огня и воспрепятствовать его схождению является постепенная перемена
отношения к нему на почтительное и даже благоговейное.
В 1099-году Иерусалим был завоеван
крестоносцами. Римская Церковь и местные градоначальники, почитая православных
вероотступниками, начали их притеснение. Английский историк Стивен Рансимён приводит в своей книге повествование летописца
западной Церкви: «Неудачно
начал первый латинский Патриарх Арнольд из Шоке. Он приказал изгнать секты еретиков (православных христиан. –
Прим, ред.) из принадлежавших им приделов в храме Гроба
Господня. Затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они
хранят Крест и другие реликвии... Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на
престоле Дайнмерт из Пизы, который пошел еще дальше.
Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из храма Гроба
Господня. И допускать туда лишь латинян (католиков. — Прим, ред.), вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме
или около него... Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в
Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого Огня в Кувуклии, покуда не были
приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их
прав...»
Одним из самых необычных и имеющих
глубокое значение было схождение Благодатного Огня в 1580 году. Тогда
единственный раз за полуторатысячелетнюю историю
Небесный Огонь сошел за пределами храма, у входа в него, куда были выдворены
православные. Известный русский паломник инок Парфений
пишет: «Во едино время, когда греки были до конца отягчены турецким
игом, богатые армяне вздумали вытеснить греков от Гроба Божия и из
Воскресенского храма: собрали великую сумму денег и подкупили иерусалимское
начальство, уверяя, что Святой Свет сходит не ради греков, но ради всех
христиан, и ежели мы, армяне, будем там, – тоже получим. Турки сделали по
армянской воле, чтобы армянам одним получать Святой Свет. Армяне весьма
обрадовались и писали ко всем землям к своим единоверцам, чтобы шли больше на
поклонение... и сошлось их многое множество. Наступила Великая суббота; армяне
все взобрались в храм, а греков бедных турецкое воинство выгнало вон... Но
Господь восхотел другое устроить – показать истинную
веру... Уже пришло время, в которое сходит благодать, но ее нет; армяне
испугались, начали плакать и просить Бога, чтобы послал им благодать, но
Господь не услышал их. Православный Патриарх сидел в правой
стороне (у входа в храм. – Прим. ред.). Вдруг
ударил гром, и на левой стороне средняя колонна мраморная треснула, а из
трещины вышел Огонь пламенем. Патриарх встал и зажег
свои свечи, и от Него зажгли все православные христиане».
А вот о ряде чудесных событий,
которые последовали за этим знамением, знают меньше. «Воины... турки, кругом стоявшие на страже,
видевшие сие чудо, удивились и ужаснулись. Из их числа один, именем Омир, тот час уверовал во Христа и закричал: «Един истинный
Бог – Иисус Христос, едина истинная вера – православных христиан!», а сам
прыгнул к христианам с вышины около 10 метров, и ноги его ступили на твердый
мрамор, как на мягкий воск; и доднесь видны два следа его», –
сообщает инок Парфений. По пересказам ряда других
паломников, Омир был схвачен, и после пыток
мусульмане отсекли ему голову и сожгли тело прямо у храма. Греки собрали его
кости, и они длительное время, мироточа, находились в
монастыре Св. Панагии.
По-своему уникально схождение
Благодатного Огня в 1920 году, когда оно определило решение церковных иерархов
в вопросе летосчисления по новому или по старому стилю. Вот что сообщает
очевидец случившегося о. Владимир Цветков: «В отличие от других греческих церквей – Элладской, Константинопольской и
т. д. – Иерусалимская Патриархия придерживается юлианского календаря – старого
стиля. Здесь перешли было на новый стиль и стали ждать на Пасху, когда сойдет
Благодатный Огонь. А он не сошел. Точнее, сошел, но, как всегда, по старому
стилю».
Необычные чудесные события
сопровождают схождение Небесного Огня и поныне.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ
Б№16(480)2009