Крестный
путь Сербии
24 марта — 10 июня 1999 года. 10 лет назад началась
агрессия НАТО против Югославии, главным участником которой были США. В
очередной раз этой балканской православной стране суждено было испить горькую
чашу трагических испытаний и унижений.
Сопоставляя историю Сербии и России, просто поражаешься,
насколько похожи исторические пути двух славянских народов – русского и
сербского.
На Балканы
сербы вместе с хорватами (два родственных славянских народа, как, например,
русские и украинцы или белорусы) пришли в VII веке по приглашению византийских
императоров. Прежде они жили за Дунаем, на территории, бывшей родиной всех
славян. А через 200 лет сербский народ, как и русичи,
воспринял из Византии свет Христовой веры.
Наивысшего
расцвета Сербское государство достигло при Стефане
Немане, вступившем на престол в 1190 году, которого называли
королем-монахом. Государь с радостью молился среди простого народа, с любовью и
тщанием строил православные храмы. Часто ночами под воскресенье он переодевался
в одежду простого воина и после многочасового пути на лошади останавливался
перед церквушкой в каком-нибудь горном селении. А поутру вместе с прихожанами
входил в храм и, слушая Божественную службу, молился в глубине сердца за этих
усталых пастухов, их детей и жен с черными от работы руками.
Современному
человеку, особенно в России, трудно представить, кем был для сербов Стефан Неманя (фото). Мы отвыкли почитать своих правителей. А
тогда простые люди смотрели на своего короля, как малые дети на своего отца..
Ибо знали, что ему Бог даровал таинственную силу повелевать своими согражданами
так, как Сам Господь повелевает всем в этом мире. Люди
уважали и почитали своего государя, потому что знали: он отвечает за них перед
Богом. Владимир Красное Солнышко – так называл русский народ киевского князя,
своего первого христианского государя. Точно так же и Стефан Неманя, словно солнце, светил и согревал своей любовью юную
христианскую Сербию. Уже в глубокой старости Стефан передал власть своему
среднему сыну, а сам удалился в монастырь, где и провел остаток дней, приняв
монашество с именем Симеон.
В
Средневековье Сербия была одной из просвещенных стран Европы, чему во многом
способствовала православная вера. Как и в других странах, монастыри Сербии становились
и школами, и университетами. При них сербы учились грамоте, Закону Божию,
узнавали древнюю историю. Часто при обителях устраивались странноприимные дома,
в которых монахи и послушники ухаживали за престарелыми больными и нищими. При
этом каждый инок не переставал заниматься главным делом своей жизни: молиться
Богу за весь мир.
В середине
XIII века Русь оказалась под игом монгольских ханов. А в конце XIV века под
властью турецкого султана оказалась Сербия, чье войско 15 июля 1389 года
проиграло историческую битву с иноземцами на широком Косовом поле. Проиграло по
той же причине, что и русские дружины в битве с полчищами
Батыя, – из-за разобщенности и междоусобиц князей.
До трагедии
на Косовом поле Сербия была богатейшей страной Европы. По описаниям
путешественников, это была цветущая земля с бесчисленными стадами скота на
горных склонах, с житницами, полными зерна, с многочисленными рудниками, в
которых золота и серебра добывалось больше, чем в Индии. Турки быстро «высосали
все соки из завоеванной страны. Через сто лет путники видели необитаемые
деревни, непаханые поля, скудость и нищету. Новые хозяева – турецкие помещики –
безжалостно обирали поселян. Однако тяжелее всего для сербов была, как называли
ее в народе, дань кровью. Каждый год турки забирали самых красивых и сильных
мальчиков из сербских семей. Их воспитывали в мусульманстве, держали в роскоши
и богатстве, обучали воинскому искусству. Впоследствии из этих славянских детей
вырастали самые жестокие воины султана («собаки султана») – янычары.
А что же
соседи сербов – венгры, австрийцы, венецианцы? Увы, никто из них и не подумал
протянуть руку помощи. Более того, все они, пользуясь, случаем, старались урвать свой кусок от разоренной страны. Папа Римский
предлагал помощь, но только в том случае, если сербы признают его власть и
примут католичество. Но сербы предпочли жить в страшном одиночестве, оторванные
от всего мира, чем предать свою православную веру. Надо заметить при этом, что
хорваты все же приняли католичество.
А в Боснии и
Герцеговине, где местные сербские князья и их люди еще в XII веке отошли от
Православия и впали в ересь сектантов - богумилов,
после завоевания Балкан турками тысячами переходили в мусульманство и шли на
службу захватчикам. Причем становились самыми яростными врагами сербов, многие
из которых, не пожелав терпеть унижения рабства, прощались с родными семьями и
уходили в горы. Здесь они объединялись в военные отряды, которые нападали на
турок, мстя наиболее жестоким и алчным из них. Таких людей в народе звали
гайдуками, а еще «усколами», поскольку те, подобно
современным десантникам, прыгали, «наскакивали» на врагов с отрогов гор.
Гайдуки были
очень набожными людьми, строго соблюдали посты, много жертвовали на
православные монастыри. С особым трепетом они относились к женщинам, говоря:
«Лучше церковь разорить, чем девицу обесчестить: церковь еще можно
восстановить, а честь девицы никогда». Поэтому обиженная женщина всегда могла
рассчитывать на защиту гайдуков, ведь, как говорится в народной пословице,
гайдуцкое оружие лучше всех отомстит за церковь и за девицу.
Так
разделенный на три части (православных сербов, католиков-хорватов и боснийских
сербов-мусульман) некогда единый сербский народ жил почти четыре века.
(Окончание
в следующем номере).
В. НИКОЛАЕВ
Б№11(475)2009