Благословенный
труд – 3
Монашество не только в духовном, но и нравственном плане
обогатило культуру земледелия. Неутомимые иноки на монастырских огородах и в
садах выращивали разнообразные, в том числе и очень редкие и ценные, овощи,
зелень, фрукты, ягоды, обогатив ими наш стол. Именно монастырские земледельцы
районировали многие сорта культурных растений, «приручив» их к местному
климату.
Так, во время
повсеместного упадка культуры в Западной Европе после завоевания Римской
империи варварами и забвения античных традиций только монахи поддерживали
культуру земледелия в садах и огородах. Лишь они могли читать и переписывать
сочинения древних авторов, в том числе и посвященных проблемам земледелия.
Позже странствующие монахи, шедшие на Святую землю поклониться Гробу Господню,
привозили домой из заморских стран необычные растения и тем самым знакомили
свой народ с новыми культурами и сортами. После открытия Америки опять же
монахи-миссионеры привозили из Нового Света в Европу не только новые растения,
но и ценнейшие сведения о земледельческой культуре индейцев. К примеру,
картофель был завезен в Европу одним из монахов. И, кстати, созданием науки
генетики, ставшей основой для современных методов селекции, мы также обязаны...
монаху Грегору Менделю.
Хранителями
передовых традиций земледелия были и монастыри России. В этой связи достаточно
назвать, пожалуй, наиболее известный и прославленный из них – Троице-Сергиевый. Его основатель преподобный Сергий
Радонежский (1319 – 1392) начал свои духовные подвиги в полном уединении. Слух
о святом пустыннике скоро пошел по всей Русской земле, и вокруг него стали
собираться другие монахи. Лесная обитель за короткое время превратилась трудами
иноков в цветущее монастырское хозяйство и впоследствии стала «матерью» многих
других монастырей, которые основали ученики преподобного Сергия.
По примеру
своего наставника они шли на одинокое житие в дебри северных лесов, в Заволжье.
Невзирая на трудности с пропитанием, суровые зимы, диких зверей и бесовские
страхования, одна за другой создавались обители по образцу Троицкой.
Многочисленные монастыри, названные северной Фиваидой православного Востока,
становились здесь и своеобразными опорными пунктами крестьянской колонизации:
монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и
ссудной кассой, и приходской церковью, и наконец, приютом под старость... Ради
спасения души монах бежал из мира в заволжские леса, а мирянин цеплялся за него
и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так дружными усилиями монаха
и крестьянина создавалась Верхневолжская Великороссия.
Продолжением
этих традиций явилась и многовековая деятельность таких крупнейших монастырей,
как Кирилло-Белозерский, Валаамский, и других. Так,
трудами монахов в цветущий сад был превращен Соловецкий монастырь,
расположенный за Полярным кругом. Здесь были акклиматизированы многие плодовые
деревья и даже розы, создано тепличное хозяйство. Поразительны и чисто
технические достижения Соловецкого монастыря, где во второй половине XIX века
была построена самая северная в мире железная дорога, а в 1912 году дала ток
первая в России электростанция. (Как видите, вера, во всяком случае
в православных странах, никогда не была врагом и тормозом науки и технического
прогресса. А тот, у кого язык поворачивается называть религию мракобесием, либо
находится в плену чудовищных искаженных представлений о вере, которые в
известные времена насаждались атеистической пропагандой, либо являются людьми
просто враждебными религии по идеологическим убеждениям. Так, академик Гинзбург
и ученый Капица, он же ведущий программы «Очевидное – невероятное», печально
известные своим письмом против преподавания в российских школах «Основ
православной культуры», «засветились» своей борьбой против религии еще в 2000
году, подписав богоборческий «Гуманистический манифест», своеобразную
международную конституцию либералов всего мира. Подробнее об этом можно
прочитать в книге И. Медведевой и Т. Шишовой «Оргия гуманизма». – Прим. ред.
Для многих
монастырей земледелие не только давало средства к существованию, но и позволяло
заниматься благотворительностью. В лихие времена монголо-татарского ига русские
монастыри в неурожайные годы становились последней надеждой для притекающих к
ним голодных и обездоленных людей. В один из таких годов только
Кирилло-Белозерский монастырь кормил 600 человек, а Пафнутьево-Боровский
– 1000 человек ежедневно. Исполняя свою спасительную миссию в миру, Церковь преподавала
и уроки нравственного отношения к труду как средству совершения блага ближним. И не случайно в старину, например, крестьяне на
огородах отдельную гряду засевали остатками семян разных овощей «для нищих и
просящих». Для странников и нищих вдоль дорог сеяли горох и репу. Никогда не
убирался урожай до конца, чтобы его остатками мог воспользоваться бедный нуждающийся
человек.
Сейчас другие
времена, но проблемы остались те же. И нам необходимо учиться у предков
использовать все лучшее, что было накоплено ими на протяжении столетий. А самое
главное – искать прежде всего Царствия Божия. Остальное
приложится. Тогда, как говорится в книге «Домострой», составленной монахом Сильвестром в XVI веке, благословен будет и ваш дом, и сад,
и поле, и пашня, и покос, и скотина, и все живое. И удвоит Господь семена плодородные,
и наполнит ваш дом благодати различной.
(Окончание)
По «Православной энциклопедии огородника»
В. НИКОЛАЕВ.
Б№10(474)2009