Благословенный труд – 2
(Продолжение. Начало в № 194).
Опыт Церкви наглядно
показывает, что нравственное возрождение человека приводит и к преображению
земли, на которой он трудится. В конце времен Богом обещано торжество любви, когда
она будет всем во всем на новой земле и новых небесах. Тогда волк будет жить
вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и малое дитя будет
водить их.
Ввиду того что жители Палестины во
времена Иисуса Христа занимались в основном возделыванием земли, многие Его
проповеди о Царстве Божием были представлены притчами, связанными с
сельскохозяйственным трудом, ставшими, в свою очередь, символами новых
категорий христианского учения. Так, сев – стал образом проповеди Евангелия;
каменистая почва, на которой засыхает посеянное –
образом тех людей, которые не могут в скорбях и гонениях быть верными
евангельским заповедям. А добрая почва стала обозначением верных последователей
Христа, в сердцах которых Его слово приносит богатый урожай.
Но, пожалуй, самым важным символом
стало пшеничное зерно как символ воскресения: «Если пшеничное зерно, падши
в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»
(Ин. 12.24).Так и человек, если будет жить только для себя, не желая ничего отдать
своим близким, то останется один. А если похоронит свой эгоизм и себялюбие,
пожертвует собой ради ближних, то любовь, живущая в его сердце, принесет много
плодов. Христос ради людей принял крестную смерть и сошел в преисподнюю, но,
как проросшее зерно, восстал из мертвых.
Новое отношение к труду проявилось
уже в первых христианских общинах. «Мы... ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом
и работою ночь и день» (2 Фес. 3, 8), – писал апостол Павел и еще
более требовательно добавлял: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2
Фес. 3,10). Труд стал рассматриваться и как необходимый элемент милосердия и
благотворительности: «Носите тяготы друг друга и тем исполните завет Христов».
Многие честные труженики, приняв мученический венец за веру Христову, кровью
прославили свое земное призвание и свой труд во благо ближних.
Среди них было немало земледельцев, садоводов и огородников. Так, в сонме
мучеников Церковью почитаются святой Конон,
называемый Огородником, и святой Фока, называемый Садовником, по роду их земных
занятий. Доныне они считаются небесными покровителями садоводов и огородников.
Когда в III – IV веках христианские
общины в большинстве своем утратили высокий нравственный уровень первых
христиан, то немногие одиночки стали уходить в пустыни и горы, чтобы обрести
истинное спасение. И именно в этих уединенных местах зародилось монашество в
виде монашеских поселений. Монах довольствовался самым малым, благодарил Бога
за самое скудное пропитание, легко переносил голод и холод, мирился со всеми
телесными лишениями, и Господь ниспосылал ему больше милостей, чем грешному
человеку, питал его, как Илию в пустыне, и продлевал лета его. Столетний
возраст подвижников пустыни был обычным явлением.
Труды монахов, их внутреннее
возрождение преображали мир вокруг. Даже свирепые звери пустыни львы
становились кроткими и приходили к ним на службу. Из иссохшей земли истекали
прозрачные воды источников, земля одевалась цветами, бесплодная пустыня
превращалась в цветущий оазис, певчие птицы слетались к обители блаженных, чья
благодарственная молитва возносилась над уголком сада у прозрачного ручья.
Подобное преображение земли можно видеть, например, в самой древней монашеской
обители, существующей до сих пор, – монастыре святого Антония Великого в Африке
(см. фото). Он расположен в Египте, в Восточной
пустыне, примерно в трехстах километрах от Каира, и носит имя своего основателя
святого Антония. Этот подвижник в 312 году вместе с группой монахов поселился
далеко в пустыне – там, где и поныне стоит монастырь. Благодаря трудолюбию
монахов еще во времена святого Антония в этой безжизненной местности расцвело
несколько садов. Землю сюда привозили корзинами из долины Нила.
Монастырский уклад предписывал
монаху быть в непрестанном делании. Физический труд органически сочетался с
духовным – постом и молитвой. Вот что говорится в наставлениях одного из
учителей монашества святого Феодора Студита:
«Благообразно и в благонастроении совершив рано утром
обычное псалмомоление и
молитву Богу, приступайте к предлежащему делу и работайте, мысленно прочитывая
псалмы... И во время работы жатвенной не должно быть ни споров, ни самочиний, от коих брани и крики, также ни разговоров, ни
смехов, ни прекословий... И помогать надо друг другу. Когда близ тебя
работающий отстанет по бессилию или по затруднению
какому, остановись и ты и помоги ему, чтобы жатва ровно шла...»
(Окончание следует)
По «Православной энциклопедии земледельца»
В. НИКОЛАЕВ.
Б№9(473)2009