Благословенный труд
Из Библии нам
известно, что Бог поселил первых людей в райском саду, чтобы они возделывали и
хранили его. Таким образом, забота о растительных насаждениях связана с
предназначением человека и благословлена Самим Творцом
жизни. Но грехопадение Адама и Евы, закончившееся изгнанием их из рая,
помрачило не только внутреннюю природу людей, но и характер их деятельности –
земля стала враждебной и неуютной, произрастила «тернии и волчцы», обернулась
безводною пустыней. А земледелие вместо радостного и легкого, каковым было в
райском саду, стало тяжким трудом ради хлеба насущного.
Однако и работа «в поте лица» не
утратила Божиего благословения. Господь не переставал
свидетельствовать о Себе благодеяниями, посылая с неба «дожди плодоносящие» и,
как добрый пастырь, ведя человека по каменистым тропам безжизненных гор к тихим
водам и хлебным пажитям. В ветхозаветные времена особенно трепетное отношение к
земледелию как служению человека Единому Богу было у израильского народа. Верой
в Бога, подателя всякого блага, были освящены все работы на земле, Ему
полагалось приносить начатки всех плодов земных. «Самые первые плоды земли
твоей принеси в дом Господа Бога твоего» (Ветхий Завет, Исх. 34, 26). Освящая
первые плоды, приносимые в храм, земледельцы тем самым посвящали Богу и весь
свой труд.
Но любовь к Богу невозможна без
любви к ближнему. Пока человек не увидит себя в другом
и не отнесется к нему, как к самому себе, он не сможет вместить и понять любви к Всевышнему. Давая наставления относительно
сельскохозяйственных работ, заповеди израильского Закона учили милосердию к нуждающимся и обездоленным: «Когда будешь жать жатву на
земле вашей, не дожинай до края поля твоего и оставшееся от жатвы твоей не
подбирай; бедному и пришельцу оставь это» (Ветхий Завет, Лев. 23, 22). «Когда
будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его;
пусть он останется пришельцу (нищему), сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой
благословил тебя во всех делах рук твоих» (Ветхий Завет, Втор. 24,19 - 21).
Закон воспитывал отношение к труду не как к средству обогащения, а как к
средству творения благ.
Великой цели научить человека любви
к Богу и ближнему соответствовало и установление Законом седьмого
(«субботнего») года. Точно так же, как каждый седьмой день был днем покоя,
каждый седьмой год был «субботой покоя земли, субботой Господней». Этот год
посвящался Господу и еще раз напоминал, что вся земля не является чьей-то
собственностью, но принадлежит Богу, а человек лишь работник на Его ниве. Поле
оставляли под паром через каждые семь лет после того, как оно было впервые
вспахано. Все выраставшее здесь могли беспрепятственно собирать бедняки. Кроме
того, каждый седьмой год все рабы-израильтяне отпускались на волю, а все долги
прощались. А раз в пятьдесят лет, в юбилейный год, все земли, заложенные за
долги, безвозмездно возвращались первоначальным владельцам. Этот обычай
препятствовал обнищанию народа и возвышению крупных землевладельцев. Поэтому
уровень жизни большинства населения был близок к среднему.
Следование Божиим заповедям
позволило израильскому народу создать в Палестине в библейские времена цветущее
сельское хозяйство, любую пригодную землю здесь использовали под хлеб. На
склонах холмов строили каменные террасы, защищавшие драгоценную почву от
ветров, Пышно зеленели виноградные лозы и оливковые рощи. Из овощей возделывали
чечевицу, горох, бобы, лук, огурцы, чеснок, различные зеленные и пряные
растения. Из других культур более всех были распространены дыня, инжир
(смоква), финики, гранаты и орехи. В шестимесячную летнюю засуху (с мая по
октябрь) фрукты отчасти заменяли питьевую воду.
Таким образом, Закон, данный Богом,
представляет собой высокий образец человеческих отношений в мире. Но сколь бы
высоки, ни были его требования, они не могли обеспечить самого главного -
преображающей любви человека, ибо формальное внешнее выполнение этих заповедей
еще не свидетельствовало о внутреннем изменении души. Закон Моисея лишь
создавал предпосылки для восприятия слов Христовых, то есть был только «детоводителем» ко Христу.
Учение Христа расширило и углубило
нравственное содержание ветхозаветных установлений. Не отвергая человеческого
труда, Спаситель призвал человека избавить душу от иссушающих земных забот,
чтобы в повседневной суете труд не затмил Бога. Не забота о
завтрашнем дне, а снискание любви к Богу, к ближнему,
должно стать главной целью человеческой жизни. Тогда все остальное
приложится ему: «Ищите прежде Царствия небесного...». Притча Христа о
неразумном богаче, который вместо того, чтобы поделиться с нуждающимися
излишками невиданного урожая, еще больше расширил свои житницы и под завязку
наполнил их зерном, говорит о бессмысленности усилий, направленных на обретение
сиюминутных земных благ, и о том, что труды и дела, не восходящие к вечности,
теряют смысл. Стяжание богатства, забота о состоянии, служение маммоне несовместимы со служением Богу.
(Продолжение следует)
По «Православной энциклопедии русского огорода»
В. НИКОЛАЕВ.
Б№8(472)2009