Богатство злое и доброе
Богатство часто
называют злом. Но это не так, свидетельством чему – жизнь М.М. Киселевой,
пензенской благотворительницы, о которой мы рассказали в прошлом номере газеты.
Она была очень состоятельным человеком, но главным ее богатством были не имения
и счета в банках, а ее светлая христианская душа, полная любви и милосердия к
людям, для которых она в XIX веке строила приюты, больницы, школы и храмы.
Мария Михайловна пока не прославлена
в лике святых, но своей жертвенной праведной жизнью, конечно же, заслужила
после своей блаженной кончины обителей небесных. Она там, с Богом, с Которым всегда было ее чистое любящее сердце.
Так что богатство само по себе ни
злое, ни доброе. Тем или иным его делают люди. Скажем, облюбовали с некоторых
пор наши российские богатеи и чиновники для своих утех самый дорогой курорт
планеты – Куршавель во Франции (который так и
называют курортом миллионеров) и заставили буквально содрогнуться весь мир от
своих диких кутежей. То поливают местных проституток шампанским по 5 – 7 тысяч
долларов за бутылку, то полсотни своих «элитных» путан
на личном самолете привезут для услаждения нужных людей. А месяц назад в
очередной раз явили миру свою свиноподобную сущность: в одном из ресторанов Куршавеля упившиеся толстосумы
стали отплясывать на столах... под Гимн России! Тысячам больных детей в нашей
стране можно было сделать операции и спасти жизнь на деньги, которые прожираются и пропиваются в куршавелях,
на которые покупаются виллы по всему миру и яхты стоимостью в 100 миллионов
долларов, футбольные клубы стоимостью в миллиард долларов. И нет этому безумию
ни конца, ни края. Почему так происходит? На этот вопрос в свое время ответил
святитель Николай Сербский:
«Не потому богатому трудно войти в Царство Небесное, что
он богат, но потому, что мало кто из богачей может справиться с искушениями,
которые приходят с богатством. Редко кто из богатых людей может воздержаться и
не злоупотребить богатством. Мало таких богатых на свете, кто
бы своим богатством не купил себе место в аду вместо рая, вечные муки
вместо вечной жизни».
Возможно, из-за своей бедности
кто-то и позавидует нашим ошалевшим от богатства соотечественникам. Только им
не завидовать надо, а пожалеть их, уже обеспечившим себе вечные муки. Они
потому и прожигают жизнь в кутежах, в бессмысленных тратах денег, что душа их
находится во тьме, во власти дьявола, а потому полна уныния, тоски и отчаяния.
И никакими кутежами, дорогостоящими проститутками и яхтами невозможно заглушить
эту тоску и отчаяние. Спасти человека в этой ситуации от падения в бездну может
только Господь, о чем когда-то просто и ясно сказал блаженный Августин: «Ты создал нас
для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Каждому человеку от Бога даются
таланты и способности. Кому-то дарованы и возможности зарабатывать большие
деньги. Но не для себя лично они посылаются Богом, а для
ближних. Чтобы человек делился своим богатством с ближними,
помогал им и богател не в деньгах, а в добре и милосердии, то есть в Боге.
Только через такое богатство богатый может спастись. И именно с этим
богатством, а не с роскошными виллами и яхтами он оправдается перед Господом за
свои земные дни. Одним из таких людей был святой праведный Филарет Милостивый (память 1/14
декабря).
Он родился в VIII веке в Пафлагонской области в Малой Азии (сейчас территория
Турции). В своем городе Филарет был едва ли не самым богатым человеком. Но при
всем своем благополучии он не очерствел душой, не погряз в роскоши и не
ударился в разгулы, как многие люди в его положении. Напротив,
он заботился о страждущих, памятуя, что вера без дел мертва. Местные нищие,
вдовы, сироты знали его как доброго и ласкового заступника. Однажды Господь
испытал Филарета, как некогда Иова Многострадального. На область, где жил
Филарет, напали арабы и опустошили ее, завладев полями. У Филарета остались
только корова с теленком и два вола. Как простой крестьянин, в поте лица, стал
работать вчерашний богач, но душа его по-прежнему оставалась любящей и
милосердной. «Бог дал, Бог взял. Да будет имя Его благословенно», – говорил он.
Когда у бедного соседа пал вол, то святой отдал ему своего. Узнал Филарет, что
у ближнего нет коровы, – отдал ему свою, а после раздал и остальную скотинку,
оставшись, по сути, нищим. А на укоры жены и детей лишь улыбался:
– Дорогие, у меня столько богатства,
что вам и на сто лет хватит!
И Господь, не допускающий праведнику
испытаний сверх его сил, положил конец бедствиям святого и наградил его. Внучка
Филарета приглянулась царю Константину VI и стала его женой. Как близкому
родственнику царской семьи, Филарету были дарованы дома и богатые поместья. А
вскоре за знатных вельмож вышли замуж и еще две внучки Филарета.
Но и вновь обретя богатство, святой
не забывал нищих и обездоленных, творя добро до самой своей смерти. Получив
откровение о своей скорой кончине, он собрал своих близких и, благословив их,
сказал на прощание: «Вы знаете и видели, дети мои, мою жизнь.
Господь дал мне сперва
великое богатство, потом испытал нищетой и, видя, что я терпеливо и безропотно
переношу посланное, возвысил меня земной славой и посадил рядом с царями и
сильными мира сего. Но я богатства своего не хранил в сундуках, а через бедных
и страждущих посылал его к Богу. Прошу вас, не забывайте милосердия...»
Вот пример того, как богатство не
только не помешало, но еще и помогло войти праведному Филарету в Царство
Небесное (одному из родственников святого было видение, что сидит он на золотом
престоле среди святых). Имея богатство, он как бы ничего не имел, и все, что у него было, считал собственностью Господа, а самого себя –
лишь распорядителем Его сокровищ.
Тяжкий грех совершают те, кто
безрассудно, бессмысленно транжирит посланное от Бога богатство. Страшная
участь ожидает таких людей и часто – еще в земной жизни.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№6(470)2009