Патриаршество
на Руси
8 февраля – 420 лет установлению Патриаршества на Руси.
В эпоху заката Византийской православной империи, сжимавшейся
территориально под натиском ислама и католиков-крестоносцев, на севере возрастала
и укреплялась православная Русь. В 1448 году, через десять лет после подписания
Константинопольской Церковью унии с Ватиканом, Русская Православная Церковь, будучи
тогда частью (митрополией) Константинопольского патриархата, отказалась признать
эту унию и провозгласила себя автокефальной, то есть самостоятельной.
С этого момента
русские епископы и архиепископы больше не ездили в Константинополь испрашивать
благословения Патриарха. Фактически уже тогда Русская Церковь обрела полную
независимость. А после крушения Византийской империи, ко времени царствования Федора Иоанновича (сына Ивана Грозного), Московское государство осталось
единственным православным независимым царством. В 1584 году при непосредственном
участии Константинопольского Патриарха Иеремии II на Руси было установлено Патриаршество.
Первым же русским Патриархом стал святитель Иов. Таким образом, Константинопольский
Патриарх, надеясь на русское избавление Византии от турецкого гнета, признал Русь
преемницей Византии, а русских царей – преемниками византийских императоров.
В объединении
всех православных народов вокруг Русского царства заключался и главный замысел реформ
Патриарха Никона, вселенское значение которых не было осознано обществом ни во
времена святителя, ни даже в настоящее время. Достаточно вспомнить в этой связи
предысторию воссоединения России и Украины в 1654 году. Еще в 1621 году, при гетмане
Сагайдачном, украинские казаки просили Михаила Федоровича
взять их «под свою руку». Но царь на это так и не решился, опасаясь войны с
Польшей. В еще более категоричной форме, вплоть до угрозы уйти под защиту Турции,
неоднократно обращался к новому царю Алексею Михайловичу и гетман Богдан Хмельницкий.
Но и этот царь колебался. Посольство гетмана к нему под разными предлогами не допускали
полгода! Наконец Богдан обратился непосредственно к Патриарху Никону, и вскоре
два великих братских славянских народа, исповедующих православную веру, стали единым
народом одной страны.
Именно при Патриархе
Никоне на короткое время воплотился в жизнь принцип «симфонии» (созвучия) Церкви
и государственной власти, разными способами служащих одной цели – спасению человека.
Церковь заботится о душах людей, борясь с внутренним злом в них и готовя их к Небесной
жизни. Государство же, возглавляемое царем, Помазанником Божиим, заботится о жизни
земной, ограждая ее, насколько возможно, от сил зла и создавая Церкви наиболее
благоприятные условия для подготовки людей к вечной жизни. В этом, кстати, важное
отличие Православной Церкви от католической, которая вместо «симфонии»
соблазнилась соединением духовной и государственной (земной) власти в руках Папы
Римского. Борьба папства с монархами Западной Европы исказила как сами монархии
(абсолютизм сделал их независимыми не только от римской церкви, но и от ее нравственных
ограничений), так и саму католическую церковь и впоследствии привела к отделению
от нее западных протестантских церквей.
К сожалению, впоследствии
Патриарх Никон был оклеветан и низложен. А при Петре I патриаршество в России было
вообще упразднено. В результате православный дух народа и империи в целом был подавлен
духом сугубо земного могущества, каковой был присущ абсолютизму западных монархий.
Вот что с горечью писал об этом известный православный церковный деятель, писатель
и историк митрополит Вениамин (Федченков): «С Петра Великого
духовенство (в России. –.Прим. авт.) вообще было не в почете,
а Церковь вообще была сдвинута тем государем с ее места учительницы и утешительницы.
Государство совсем не при большевиках стало безрелигиозным
внутренне, а с того же Петра».
Начиная с эпохи
Петра I, Церковь в России стал возглавлять не Патриарх, а коллегиальный Синод, возглавляемый
светским чиновником – обер-прокурором. Бывало, эту должность занимал вообще человек...
неверующий или не разделяющий православных взглядов. Надо ли говорить, что обезглавленная
церковь не способна была в должной степени выполнять свою духовную миссию, что во
многом стало причиной распространения безбожных идеологий и нравственного разложения
в обществе. Это в конечном итоге и привело к крушению Российской империи в феврале
1917 года, когда идеал «Святой Руси» был заменен призрачной мечтой «Великой
России» по западному образцу и сама Россия была ввергнута в кровавую пучину смуты,
голодомора и братоубийственной войны.
Но Промыслом Божиим
именно в самое лихолетье распада империи Россия вновь обрела Патриарха – на Поместном
Соборе в августе 1917 года. Причем его участники два раза ездили на могилу Патриарха
Никона в Новый Иерусалим молиться о благополучном завершении начатого ими дела –
восстановления Патриаршества. Патриархом был избран митрополит Тихон (Белавин).
Во время интронизации он облачился в мантию Святейшего Патриарха Никона. Именно
Патриарх Тихон и его последователи спасли Церковь в годы невиданных гонений, сохранив
ее до наших дней.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№;(468)2009