Над
грозной эпохой
22 января – 440 лет со дня мученической кончины святителя
Филиппа, митрополита Московского.
Святитель, подвижник веры, мученик... Митрополит Филипп
как церковный и исторический деятель красотой своих духовных подвигов возвысился
над своей эпохой, которую принято считать эпохой Ивана Грозного.
Святой Филипп
(в миру Феодор) происходил из старинного боярского
рода Колычевых. Он родился 11 февраля 1507 года в
Москве и с ранних лет, отличаясь кротостью и чуждаясь обычных детских забав, по
свидетельству жизнеописателя, с сердечной любовью
приобщился к богодухновенным книгам. Чтение этих книг
было для него как сладости для других детей. Боярского сына готовили к царской
службе, обучая его воинскому искусству, метанию копья, искусству владеть мечом,
соколиной охоте. Феодора ожидало блестящее будущее, однако сердце молодого
человека жило другими мечтаниями и надеждами, которые не были связаны ни со
светской властью, ни с иными благами мира. Против обычая он не хотел жениться.
А однажды в церкви во время богослужения его буквально потрясли слова из
Евангелия о том, что нельзя служить двум господам, нельзя одновременно работать
Богу и миру (Мф. 6, 24). И тут же у него возникло
решение уйти потихоньку из Москвы – так, чтобы никто не знал, не отговаривал,
не плакал перед ним. Уйти, скрыться из мира, как исчезает в глубокой воде
брошенный камень. Бедная одежда, хлеб и вода, молитва и одинокая келья, где в
его душу будет сходить Христос.
И вот в одежде
простолюдина боярский сын оставляет Москву и отправляется в самую отдаленную Соловецкую обитель. Здесь он в течение девяти лет
безропотно несет труд послушника на огороде, в кузнице, пекарне. Наконец, по
общему желанию братии, его поставляют во пресвитера и
настоятеля обители.
Игумен Филипп
и на новой должности сумел проявить себя с самой лучшей стороны. Соединил озера
каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в ранее
непроходимых местах, обустроил соляные варницы, построил больницу и воздвиг два
величественных собора – Успенский и Преображенский, другие храмы, а для
желающих безмолвия учредил скиты и пустыни, куда и сам удалялся для молитв.
Вскоре игумена
Филиппа стали называть вторым основателем Соловецкого монастыря, который стал
крупнейшим экономическим центром на русском Севере. А слава о его настоятеле
дошла до самого царя Ивана Васильевича, известного в истории как Иван Грозный
(к слову сказать, и игумен, и царь в детские и отроческие годы дружили между
собой). Игумен Филипп был вызван в Москву, где царь предложил ему должность
Московского митрополита. Филипп очень неохотно согласился на это предложение,
да и то с условием: царь должен был уничтожить опричнину.
Что же это
была за политическая сила? Подозревая бояр и московскую
знать в измене, Иван Грозный «для искоренения измены» создал преданное ему
особое войско, в котором желал видеть не просто воинов, а «верных псов». Более
того, он кощунственно присвоил опричнине форму монашеского братства. И надо
заметить, что новые слуги государя с поистине собачьей преданностью и
жестокостью взялись за истребление знати целыми семьями, при этом гибло и
немало простых людей.
Объективности
ради следует отметить, что после вступления Филиппа на митрополичий престол
(1567 – 1568) казни и бесчинства опричников в стране практически прекратились,
однако потом возобновились с прежним размахом.
Митрополит в
уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения не
помогают, решился во время богослужения прилюдно обличить Ивана Грозного (см. фото). На следующий же день опричники ворвались на двор Первоиерарха и забили насмерть всех его приближенных.
Митрополит удручен, но продолжает просить, умолять царя упразднить опричнину с
ее убийствами, разбоями и грабежами. В ответ были казнены родственники
святителя – его троюродный брат Михаил Колычев с
сыновьями. Голову казненного брата царь велел отослать опальному митрополиту.
Тот, не сказав ни слова, облобызал голову и, земно поклонившись, вернул ее
опричнику.
Это
переполнило чашу терпения Ивана Грозного: по его указанию на митрополита были
возведены ложные обвинения, он был осужден и приговорен к пожизненному
заключению. После издевательств в тюрьмах Москвы святитель был отправлен в
заточение в Тверской Отрочь монастырь.
Год спустя
царь со своей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди
себя в Отрочь монастырь своего главного сподвижника Малюту Скуратова. Святитель Филипп еще за три дня до этого
предсказал о предстоящей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых
Христовых Тайн. Малюта с лицемерным смирением подошел
к святителю и испросил благословения царю на погубление
Новгорода. «Не кощунствуй, – сказал ему святой Филипп, – а делай то, за чем пришел». Малюта бросился на
узника и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика.
В 1591 году в
царствование благочестивого Федора Ивановича по просьбе братии Соловецкого
монастыря мощи святителя были перенесены в Соловецкую
обитель, а в 1648 году митрополит Филипп был причислен к лику святых. В1652
году митрополит Новгородский Никон, будущий Патриарх, привез мощи священномученика в Москву. При въезде в город мощи встречал
царь Алексей Михайлович, смиренно прося святого отпустить грехи своего
предшественника на царском троне Ивана Васильевича.
А над могилой Малюты Скуратова бояре Колычевы,
уцелевшие в годы опричнины, возвели часовню, в которой молились перед Господом
о прощении главного мучителя и убийцы их сродников.
Ибо у Бога все живы и все нуждаются в молитвах. Даже палачи.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№3(467)2009