Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 22.11.24
Услышать голос Небес (II)

Услышать голос Небес (II)

 

(Окончание темы. Начало темы в предыдущем номере).

 

Какая сила или причина побуждает человека оставить мир и провести остаток дней в монастыре, в келий дремучего леса или пещеры? Понять это обычному человеку столь же сложно, как понять, что такое любовь, тому, кто не испытал этого чувства. В меру своих скромных возможностей в этой публикации мы лишь попытаемся прикоснуться к тайне монашества.

 

Монастыри – это, прежде всего крепости веры, вершины человеческого духа. В первые века христианства в них не было нужды. Практически любой, кто исповедовал Христа распятого, был святым. Каждый свой день он проводил, как последний, ведь в любую минуту его могли отправить на языческий суд, на пытки и казнь. Но после того как император Константин Великий дал «вольную» христианской вере и даже стал ей покровительствовать, в храмы пришло немало людей, далеко не столь стойких и ревностных в вере. Хуже того, еще не изживших старые языческие предрассудки и традиции. Внешне картина выглядела весьма благостной: открывались храмы, росло число последователей веры, христианские миссионеры уже свободно проповедовали в самых глухих уголках империи, но... Сама Церковь все больше пропитывается духом мира, ей все сложнее самоочищаться, как это происходило раньше, в горниле испытаний. Именно в этот период и возникает христианское монашество и монастыри – духовные крепости, своеобразные школы благочестия. (Первые христианские монашеские обители, сообщества возникают в IV веке в пустынях Египта и Ближнего Востока).

Человек в повседневной жизни мог быть далеко не праведником, как и окружающие его люди, но он, тем не менее, знал, что есть, живут на земле святые угодники, которые, как маяки в ночи, указывают грешникам путь в темени заблуждений и грехопадений. В древнем монашеском афоризме говорится о том, что никто никогда не стал бы монахом, если бы однажды не увидел на лице другого человека сияние вечной жизни. Когда Лев Толстой в монастыре Оптина пустынь с недоумением спросил у философа Константина Леонтьева, как он, образованный человек, мог поверить в Бога, тот в своем ответе был предельно краток: «Поживи здесь, так сам уверуешь». Часто люди, посетив ту ил и иную монашескую обитель, по возвращении домой испытывают не выразимую словами легкость и отраду на душе. Это и есть те самые отзвуки некогда утраченного человеческого рая, духовного Фавора. Но проходит совсем немного времени, и суетность будней заглушает в их сердце благодатные чувства.

Сердце же инока очищено от тех проблем, суеты и развлечений, которыми полна обычная человеческая жизнь. Оно постоянно жаждет встречи с Богом, голос Которого можно услышать только в сердечной тишине, в непрестанной молитве. Именно ради этой тишины сердца, ради непрестанной молитвы наиболее ревностные монахи уединялись в самых пустынных местах и даже пещерах, посреди кромешной темноты. «Мир жаждет красоты, – пишет архимандрит Рафаил (Карелин), – но красоты земной, в ее разнообразии, красочности и чувственности. Монашество смотрит на эту земную красоту, как на горсть праха и пепла, но ищет другую – единственную, небесную красоту, которой мир не знает». И наши земные радости и красоты ничто по сравнению с благодатью Богообщения. Вот почему, попадая в обычный мир, монах тоскует и даже страдает, как узник в темнице.

Когда при Константине Великом из тюрем были выпущены тысячи узников-христиан, они находились, как это ни парадоксально, в невероятном смятении духа оттого, что оказались на свободе. Ибо там, в темницах, в непрестанной молитве, они давно душой пребывали в небесных чертогах. И вот теперь, с обретением свободы, эти земные небожители лишались главного смысла жизни – радости и благодати Богообщения, в сравнении с которыми любая земная радость – лишь сумрачная тень. К слову сказать, многие священники, пройдя через сталинские лагеря, после вспоминали о том времени, как времени наибольшего духовного подъема.

О монашестве, о монахах-пещерниках, когда-то населявших Сазань-гору, мы беседовали с настоятелем Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни иеромонахом Андреем (Афанасьевым).

Я думаю, – говорит отец Андрей, – именно особое молитвенное состояние было главным мотивом ухода монаха в пещеру. Посмотрите, ведь даже светский человек испытывает в нашем подземном храме совершенно иной молитвенный настрой, чем в обычном храме. Здесь легче освободиться от каких-то суетных устремлений, мыслей. А вообще монаху (и это мы знаем из житийной литературы) всегда хочется уединения. Этим и привлекают пещеры, причем во все времена. Скажем, в пещеры Сазаньей горы монахи приходили и в XVIII веке, и в начале XX века.

Для обычного человека такой образ жизни просто невообразим...

Заточая тело, монахи-пещерники находили радость в Богообщении, в Иисусовой молитве, ведь молитва – это и есть разговор с Богом. Вы видели в нашем пещерном монастыре кельи монахов-затворников – они не выходили из них до конца своих дней, но достигали там такой духовной высоты, когда в этой жизни их уже просто ничего не удерживало. Только постоянная связь с Господом через молитву. Все земные радости, потребности – еда, разговоры с людьми, красота природы – были им уже абсолютно безразличны. Только стремление к Отцу Небесному, в свое небесное отечество наполняло радостью их жизнь, которая со стороны и казалась кому-то противоестественной.

А вам, отец Андрей, приходилось встречать таких молитвенников, духоносных старцев?

Да, я был знаком с такими людьми. Это старцы из Мордовии – отец Питирим и отец Феофан. Моим духовным отцом был схиархимандрит Модест (Кожевников), который дал мне благословение на учебу в духовной семинарии. В свое время он подвизался в Почаевской лавре, в годы гонений на Церковь  его избивали до такой степени, что он практически лишился слуха. Мне посчастливилось присутствовать, когда отца Модеста постригали в схиму (высшая степень монашества.Прим, авт.). Я видел и ощущал, что этот человек уже не от мира сего: лицо старца было поистине белоснежным, оно светилось!

Разумеется, для монашества нужно особое призвание. Как предупреждают святые отцы, кто желает идти в монастырь, должны иметь терпения не воз, а целый обоз, чтобы без ропота нести любое послушание и в поте лица трудиться во славу Божию. А капли пота, как свидетельствует ныне здравствующий подвижник веры архимандрит Амвросий (Юрасов), Ангелы будут собирать и относить к престолу Господню на небо, как капли мученической крови. Поэтому монашество и считается подвигом.

 

В. НИКОЛАЕВ.

Б№46(457)2008

единый справочник телефонов города ногинска справочник справочник телефонов г большой камень найти человека по фамилии через базу данных адреса по телефону в санкт-петербурге домашний телефон по адресу казань справочник мобильных справочник на сайте телефонная база билайн по спб он лайн ссылка справочник справочник адресов брянска справочник телефонов города лиски искать адрес по фамилии справочник программа справочник телефонный гродно 2012 смс перехватчик поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных справочник ссылка телефонная база данных уфа найти номер телефона в германии справочник телефонов ильичёвска краснодар найти найти номер телефона по фамилии в харькове узнать по адресу и фамилии домашний телефон на сайте найти домашний номер телефона по фамилии и адресу справочник домашних номер телефона по адресу г чернигов по номеру узнать местоположение абонента навигатор поиск абонента санкт-петербург справочник домашних телефонов севастополь найти телефонная база московского региона телефонная база ивантеевка телефонный справочник номера телефонов по адресу кленовый бульвар поиск людей по фамилии сша здесь поиск здесь дженерик аптека sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг