Молитвы
Сазань-горы
Название поселка Сазанье, расположенного в
двух с половиной километрах от Сердобска, никоим
образом не связано с рыбой, поймать которую считается особенной удачей у
рыболовов. По одним данным,
Сазанье происходит от мордовского слова «переход», «переезд», по другим – от
татарского «саз» – «болото». Существует даже экзотическая версия названия
местности – от немецкого слова «саз», имеющего сразу три значения:
землевладелец, местный житель и заячья нора.
По преданию,
первые монахи появились в глухом лесу, окружающем Сазань-гору
в XVIII веке. Но
поселились они не в хижинах-келиях, в каких обычно
жили на Руси отшельники, а под землей, в отрытой ими же пещере. Можно лишь
догадываться о причинах, побудивших чернецов укрыться в здешней глухомани.
Однако известно, что XVIII век был в России весьма тяжелым для
монашествующих. Особенно жестокими гонения были в период правления Анны
Иоанновны и Екатерины II, в силу своего иноземного происхождения не понимавших и не принимавших сути иночества. Так, в 1730 –
1740 годах, при Анне Иоанновне и бироновщине, были
распространены не только истязания священников и монахов, но и их публичные
казни. Правительство сотнями расстригало чернецов без всякой вины под одним
предлогом – они не нужны. По указу Екатерины II было вообще закрыто две трети
монастырей. Вполне возможно, что монахи, жертвы этих гонений, и укрылись в
пещере Сазань-горы, подальше от глаз властей
предержащих. Во всяком случае, ни в одной из близлежащих епархий на тот момент
этот монастырь (или скит) не был зарегистрирован.
Однако долго
оставаться в тайных молитвенных подвигах инокам Сазань-горы
не удалось. Верные христианским заповедям, они приняли и укрыли у себя беглых
участников Пугачевского восстания. Кто-то донес об этом властям, после чего
высланный туда карательный отряд, не утруждая себя разбирательствами, изрубил и
бунтовщиков-пугачевцев, и приютивших их отшельников.
Лишь в начале
XX века на Сазань-горе возродилась монашеская жизнь.
Местному крестьянину Силе Жулину было видение Самой Богородицы, Которая благословила старца идти в сазанекие леса и поселиться в найденной пещере. «Спасешься
сам, и спасутся рядом с тобою», – сказала Пречистая Дева напоследок.
Впоследствии Сила Жулин принял монашеский постриг с
именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского
и начал обустраивать пещеру Сазань-горы: воссоздал
храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших чернецов, открыл
новые ходы. Старец Серафим сам стал на склоне лет затворником, то есть вообще
не выходил из пещеры и кельи, которая сохранилась до настоящего времени.«Без всякого компаса и без прибора уровня, – писали
Саратовские епархиальные ведомости, – старец нашел на значительной глубине
восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин (чтобы не осушить и
не ослабить грунты), устроил два выхода из подземного храма, причем один выход
на 2 сажени выше другого, и воздух циркулирует и постоянно освежается».
Вместе с ним
пещерный монастырь обустраивал еще один старец (из сердобских
мещан) Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935, см. фото), который,
собственно, и считается основателем монашеской пустыни под названием Казанско-Алексиевская. Именно старец Андрей добился
разрешения Сердобской Думы «уступить ему для молитвы
и подвигов в лесном овраге... место». А в 1905 году епископ Саратовский Ермоген (новомученик Российский)
благословил организовать на Сазаньей горе полноценный монастырь, где бы у него
самого была келья для отдыха. Вскоре здесь были построены деревянный холодный
храм в честь Казанской иконы Божией Матери. А также каменный теплый храм с
двумя престолами: главный престол во имя Успения Божией Матери, северный придел
– во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия
Радонежского (отсюда и нетипичное название пустыни – Казанская Алексиево-Сергиевская). Третий храм во имя святителя
Николая Чудотворца располагался в самой пещере.
После
революции в 1918 году Сазанья пустынь была закрыта. Насельники монастыря
разошлись по городам и весям, некоторые из них были репрессированы. Сам же
монастырь с храмами, надворными постройками был вообще стерт с лица земли, а на
его месте была устроена огромная строительная свалка.
Второе
возрождение обители началось в начале третьего тысячелетия. Об этом мы беседовали
с нынешним настоятелем Казанской Алексиево-Сергиевой
пустыни иеромонахом Андреем (Афанасьевым).
– Когда я
стал священником, – рассказывает отец Андрей, – мне всегда немножко обидно было
за свой Сердобский район. Дескать, люди ездят куда-то
на святые источники, к мощам угодников Божиих, в
монастыри, неужели ничего этого у нас не было? И вот когда наши краеведы
готовили книгу о храмах Сердобска, то тогда-то и
обнаружились сведения о существовании близ Сердобска
на Сазаньей горе пещерного монастыря.
Потом уже я
сам поехал в Саратовскую епархию и получил там более обстоятельную информацию.
Правда, по своему маловерию я, было, подумал, что в этих горах кроме мусора уже
ничего не удастся отыскать. Когда мы с краеведом С. Маркиным приехали сюда, я
просто ужаснулся: на сотни метров горы битого кирпича, рубероида, шифера,
другого строительного хлама. Это была городская свалка, а на месте святого
источника – свалка поселковая. Но, как говорится, глазам страшно, а руки
делают. Стали искать следы монастыря, расспрашивать местных жителей.
Выяснилось, что наземные постройки, хотя и были уничтожены, вход в пещерный
монастырь был засыпан относительно недавно, лет десять назад.
Несколько
солдат из расположенной рядом военной части полезли в пещеру искать мифические
ценности, в результате чего их завалило. Насилу откопали. Вот от греха подальше
командир части и дал приказ взорвать вход. А вскоре это место было засыпано
мусором, и о былом монастыре уже вообще ничего не напоминало.
Как же
удалось отыскать вход в таком море мусора? Господь открыл место по нашим
молитвам. Из двух прутьев сделали крест, перевязали прутья колючей проволокой,
и установили крест на краю оврага. Просто обозначили место будущих раскопок.
Каково же было наше удивление, когда, начав копать сначала экскаватором, а
потом вручную, мы обнаружили вход в пещеру... прямо под нашим крестом.
Казалось,
невозможно будет определить и место святого источника, который тоже был засыпан
толстым слоем мусора. Пришлось пожарными брандспойтами промывать всю площадь
свалки в местах, где сочилась вода, чтобы найти его начало. Однако мощные струи
воды размыли берега оврага, земля начала сползать. Пришлось укреплять берега
двухметровыми дубовыми сваями. В конце концов источник
был расчищен – уцелели даже старые срубы колодцев, желоба и помосты из мореного
дуба. Самое поразительное то, что вода в источнике, как показала проверка санстанции, оказалась совершенно чистой!
Но основные
работы по восстановлению обители были впереди. В июне 2005 года жители поселка
Сазанье, прихожане Михайло-Архангельского собора Сердобска,
военнослужащие упомянутой воинской части, а также руководители местной власти,
работая только в выходные дни, вручную (!) загрузили мусором 50 «КамАЗов».
Вскоре
начались и строительство наземного храма в честь иконы Казанской Божией Матери,
и расчистка пещерной церкви в честь святителя Николая Чудотворца (пещерного
монастыря), монашеских келий. Сегодня, глядя на уже построенный храм, пещерную
церковь, в которой вновь возносятся молитвы, святой источник с купальней,
утопающие в цветах и зелени садовых деревьев, даже невозможно представить, что
еще совсем недавно на этом святом месте была огромная свалка.
(Окончание в
следующем номере).
В. НИКОЛАЕВ.
Б№45(456)2008
Пензенская епархия организует паломнические
поездки в Казанскую Алексиево-Сергиеву пустынь.
8-(8412)-39-62-16