Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 22.11.24
Молитвы Сазань-горы

Молитвы Сазань-горы

 

Название поселка Сазанье, расположенного в двух с половиной километрах от Сердобска, никоим образом не связано с рыбой, поймать которую считается особенной удачей у рыболовов. По одним данным, Сазанье происходит от мордовского слова «переход», «переезд», по другим – от татарского «саз» – «болото». Существует даже экзотическая версия названия местности – от немецкого слова «саз», имеющего сразу три значения: землевладелец, местный житель и заячья нора.

 

По преданию, первые монахи появились в глухом лесу, окружающем Сазань-гору в XVIII веке. Но поселились они не в хижинах-келиях, в каких обычно жили на Руси отшельники, а под землей, в отрытой ими же пещере. Можно лишь догадываться о причинах, побудивших чернецов укрыться в здешней глухомани. Однако известно, что XVIII век был в России весьма тяжелым для монашествующих. Особенно жестокими гонения были в период правления Анны Иоанновны и Екатерины II, в силу своего иноземного происхождения не понимавших и не принимавших сути иночества. Так, в 1730 – 1740 годах, при Анне Иоанновне и бироновщине, были распространены не только истязания священников и монахов, но и их публичные казни. Правительство сотнями расстригало чернецов без всякой вины под одним предлогом – они не нужны. По указу Екатерины II было вообще закрыто две трети монастырей. Вполне возможно, что монахи, жертвы этих гонений, и укрылись в пещере Сазань-горы, подальше от глаз властей предержащих. Во всяком случае, ни в одной из близлежащих епархий на тот момент этот монастырь (или скит) не был зарегистрирован.

Однако долго оставаться в тайных молитвенных подвигах инокам Сазань-горы не удалось. Верные христианским заповедям, они приняли и укрыли у себя беглых участников Пугачевского восстания. Кто-то донес об этом властям, после чего высланный туда карательный отряд, не утруждая себя разбирательствами, изрубил и бунтовщиков-пугачевцев, и приютивших их отшельников.

Лишь в начале XX века на Сазань-горе возродилась монашеская жизнь. Местному крестьянину Силе Жулину было видение Самой Богородицы, Которая благословила старца идти в сазанекие леса и поселиться в найденной пещере. «Спасешься сам, и спасутся рядом с тобою», – сказала Пречистая Дева напоследок. Впоследствии Сила Жулин принял монашеский постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского и начал обустраивать пещеру Сазань-горы: воссоздал храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших чернецов, открыл новые ходы. Старец Серафим сам стал на склоне лет затворником, то есть вообще не выходил из пещеры и кельи, которая сохранилась до настоящего времениБез всякого компаса и без прибора уровня, – писали Саратовские епархиальные ведомости, – старец нашел на значительной глубине восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин (чтобы не осушить и не ослабить грунты), устроил два выхода из подземного храма, причем один выход на 2 сажени выше другого, и воздух циркулирует и постоянно освежается».

Вместе с ним пещерный монастырь обустраивал еще один старец (из сердобских мещан) Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935, см. фото), который, собственно, и считается основателем монашеской пустыни под названием Казанско-Алексиевская. Именно старец Андрей добился разрешения Сердобской Думы «уступить ему для молитвы и подвигов в лесном овраге... место». А в 1905 году епископ Саратовский Ермоген (новомученик Российский) благословил организовать на Сазаньей горе полноценный монастырь, где бы у него самого была келья для отдыха. Вскоре здесь были построены деревянный холодный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. А также каменный теплый храм с двумя престолами: главный престол во имя Успения Божией Матери, северный придел – во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского (отсюда и нетипичное название пустыни – Казан­ская Алексиево-Сергиевская). Третий храм во имя святителя Николая Чудотворца располагался в самой пещере.

После революции в 1918 году Сазанья пустынь была закрыта. Насельники монастыря разошлись по городам и весям, некоторые из них были репрессированы. Сам же монастырь с храмами, надворными постройками был вообще стерт с лица земли, а на его месте была устроена огромная строительная свалка.

 

Второе возрождение обители началось в начале третьего тысячелетия. Об этом мы беседовали с нынешним настоятелем Казанской Алексиево-Сергиевой пустыни иеромонахом Андреем (Афанасьевым).

– Когда я стал священником, – рассказывает отец Андрей, – мне всегда немножко обидно было за свой Сердобский район. Дескать, люди ездят куда-то на святые источники, к мощам угодников Божиих, в монастыри, неужели ничего этого у нас не было? И вот когда наши краеведы готовили книгу о храмах Сердобска, то тогда-то и обнаружились сведения о существовании близ Сердобска на Сазаньей горе пещерного монастыря.

Потом уже я сам поехал в Саратовскую епархию и получил там более обстоятельную информацию. Правда, по своему маловерию я, было, подумал, что в этих горах кроме мусора уже ничего не удастся отыскать. Когда мы с краеведом С. Маркиным приехали сюда, я просто ужаснулся: на сотни метров горы битого кирпича, рубероида, шифера, другого строительного хлама. Это была городская свалка, а на месте святого источника – свалка поселковая. Но, как говорится, глазам страшно, а руки делают. Стали искать следы монастыря, расспрашивать местных жителей. Выяснилось, что наземные постройки, хотя и были уничтожены, вход в пещерный монастырь был засыпан относительно недавно, лет десять назад.

Несколько солдат из расположенной рядом военной части полезли в пещеру искать мифические ценности, в результате чего их завалило. Насилу откопали. Вот от греха подальше командир части и дал приказ взорвать вход. А вскоре это место было засыпано мусором, и о былом монастыре уже вообще ничего не напоминало.

Как же удалось отыскать вход в таком море мусора? Господь открыл место по нашим молитвам. Из двух прутьев сделали крест, перевязали прутья колючей проволокой, и установили крест на краю оврага. Просто обозначили место будущих раскопок. Каково же было наше удивление, когда, начав копать сначала экскаватором, а потом вручную, мы обнаружили вход в пещеру... прямо под нашим крестом.

Казалось, невозможно будет определить и место святого источника, который тоже был засыпан толстым слоем мусора. Пришлось пожарными брандспойтами промывать всю площадь свалки в местах, где сочилась вода, чтобы найти его начало. Однако мощные струи воды размыли берега оврага, земля начала сползать. Пришлось укреплять берега двухметровыми дубовыми сваями. В конце концов источник был расчищен – уцелели даже старые срубы колодцев, желоба и помосты из мореного дуба. Самое поразительное то, что вода в источнике, как показала проверка санстанции, оказалась совершенно чистой!

Но основные работы по восстановлению обители были впереди. В июне 2005 года жители поселка Сазанье, прихожане Михайло-Архангельского собора Сердобска, военнослужащие упомянутой воинской части, а также руководители местной власти, работая только в выходные дни, вручную (!) загрузили мусором 50 «КамАЗов».

Вскоре начались и строительство наземного храма в честь иконы Казанской Божией Матери, и расчистка пещерной церкви в честь святителя Николая Чудотворца (пещерного монастыря), монашеских келий. Сегодня, глядя на уже построенный храм, пещерную церковь, в которой вновь возносятся молитвы, святой источник с купальней, утопающие в цветах и зелени садовых деревьев, даже невозможно представить, что еще совсем недавно на этом святом месте была огромная свалка.

 

(Окончание в следующем номере).

 

В. НИКОЛАЕВ.

Б№45(456)2008

 

Пензенская епархия организует паломнические поездки в Казанскую Алексиево-Сергиеву пустынь.

 

8-(8412)-39-62-16

единый справочник телефонов города ногинска тут справочник телефонов г большой камень найти человека по фамилии через базу данных адреса по телефону в санкт-петербурге домашний справочник мобильных телефонов донецка справочник на сайте телефонная база билайн по спб он лайн узнать местонахождение через мтс справочник телефонов г липецка справочник адресов брянска справочник телефонов города лиски искать адрес по фамилии справочник телефонов верхней пышмы программа на телефон по поиску людей по номеру телефона справочник телефонный смс перехватчик поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных справочник телефонов по г астана краткий автомобильный справочник 1994 телефонная база данных уфа найти номер телефона в германии справочник телефонов ильичёвска краснодар найти человека по номеру сотового телефона найти номер телефона по фамилии в харькове узнать по определение местонахождения по номеру мобильного телефона база данных мобильных телефонов kcell справочник телефонов г октябрьский зеленоградская телефонная база тут найти адрес человека по имени и фамилии в москве поиск человека по номеру мобильного телефона в украине база данных телефонов мтс в москве справочник адресов владимира номер телефона по адресу г уфа справочник телефонов города находка на сайте как найти адрес электронной почты по имени и фамилии здесь по номеру узнать местоположение абонента тут мужская аптека sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг