Православие и пацифизм
Имя историка и
писателя Владимира Леонидовича Махнача хорошо
известно в православном мире, он частый гость на радиостанции «Радонеж», по
приглашению епархий выступает с лекциями по русской истории и культуре.
Сегодня мы публикуем работу
(в сокращенном варианте) ученого о несовместимости христианства и пацифизма, о
том, что христианство, проповедуя миролюбие и всепрощение, при определенных
обстоятельствах не просто может, но и обязано себя защищать.
К слову сказать, на
минувшей неделе начался осенний призыв новобранцев в Вооруженные силы РФ.
Удивительно, но в наши дни
Православие нередко отождествляют с пацифизмом (в переводе с латинского
«пацифизм» означает «мирный», «тихий»). Пацифизм – это отказ от войны и
признание мира в качестве главной ценности. Однако для христианина мир не
является высшей ценностью, потому что он не может быть достигнут любой ценой.
Так, занимаясь миссионерской деятельностью в могущественной Хазарии, святые
просветители Кирилл и Мефодий заявили хазарским мусульманам,
что хотят жить со всеми мирно, но, поскольку те посягнули обратить тамошних
христиан в ислам, христианские просветители будут вынуждены драться с ними,
чтобы спасти своих братьев и сестер от принятия иной веры. Поэтому вместо мира
будет стальной обоюдоострый христианский меч.
А разве не мускулистой была политика
Константина Великого, первого христианского императора? Разве не достаточно
мускулисты были все наши святые князья, особенно Андрей Боголюбский,
Александр Невский, Димитрий Донской? Преподобный
Сергий Радонежский, посвятивший большую часть своей жизни служению миру,
благословил Димитрия Донского на Куликовскую битву. В
бою проявляются самые чистые, самые светлые мотивы поведения человека:
жертвенность, долг перед своим Отечеством. К сожалению, очень часто иначе, чем
с мечом в руках свою веру соблюсти не получается.
Греху можно и должно противостоять с
оружием в руках. Преподобному Феодосию Киево-Печерскому принадлежит чеканная формулировка: «Живи в
мире не только со своими друзьями, но и с врагами своими, но только со своими
врагами, а не с врагами Божиими».
Как известно, граф Лев Николаевич
Толстой был отлучен от Церкви в том числе и за то, что брошюры, в которых он
излагал суть своего духовного учения.(«непротивление
злу насилием») назывались писателем не иначе как «истинное Евангелие». Церковь
актом Священного Синода запретила Толстому лгать на Евангелие, сообщив всем о
его отпадении от Православия. По воле Божией после этого Толстой лишился
прежнего писательского дара. Незадолго до смерти Толстой приходил к Оптиной пустыни, но так и не осмелился войти. Он умер, не
покаявшись. Два монаха – врач и духовник Оптиной
пустыни – хотели к нему пройти, но окружение не пустило их.
Когда-то, двадцать лет назад, мне
удалось ознакомиться со списком священников русского Пантелеимонового
монастыря на Афоне. Оказывается, многие из этих монахов были в
миру гусарскими поручиками, артиллерийскими капитанами... Задумайтесь о
символах священнического служения. Епископ носит при бедре палицу, священника
палицей награждают. Палица – меч духовный. Сейчас клобук монаха соответствует
греческому образцу XVII века, но раньше он был остроконечным, напоминающим
воинский шлем.
Прежней неразделенной России как
государства не существует, но, невзирая на это, очень многие побаиваются ее
исторического потенциала. Мы же стесняемся – позиции силы, хотя она нисколько
не противоположна ни позиции чести, ни даже позиции терпимости и дружелюбия.
Позиция силы противоположна лишь позиции слабости. И эту слабость прекрасно
видит и не приемлет русский народ. Людей, быть может, еще и не вполне верующих,
но испытывающих почтение к тысячелетней традиции русской церковности, а
значит, православных по культурной и этнокультурной принадлежности, в границах
РФ – восемьдесят процентов. Поэтому мы должны говорить с государством и с
международным сообществом с позиции благородной терпимости и миролюбивой силы.
Мы должны говорить как власть имущие по воле, прежде всего, Всемогущего Бога,
Который создал русский народ и даровал ему русскую землю, а вселенская Церковь
сформировала к концу XV века Россию как первенствующую православную державу и
защитницу всех восточных христиан. В своей жизни мы должны ориентироваться на
тех, кто был верен Православию и любил Россию, благодаря кому она стала
величайшей в мире империей.
На современной иконе: святой благоверный великий князь Димитрий Донской, святой праведный воин (адмирал) Федор Ушаков, святой благоверный князь Александр Невский.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№42(453)2008