Притчи Николая Сербского
В огромном
богословском и литературном наследии святителя Николая Сербского (1881 – 1956)
особое место занимают его притчи. Некоторые из них мы сегодня публикуем с
незначительными сокращениями.
Притча о
благоразумном царе
В одном городе у граждан был обычай
выбирать царем иностранца, то есть человека, который не знает их законов и
обычаев. Когда его возводили на царский престол, то одевали в красивые одежды,
угощали обильно всякими яствами и окружали всяческим блеском. Но как только
истекал один год, они своего царя свергали и отправляли на один удаленный
остров, где не было у него ни хлеба, ни крова и где он в нищете и унижении
завершал свою жизнь. Тогда граждане этого города выбирали себе другого царя, и
опять иностранца, и снова только на один год, потом третьего и так далее.
Но однажды случилось так, что
избрали они одного очень мудрого и осторожного человека. Тот выспросил своих
слуг о том, что бывает с царями в их городе, и в течение всего года ежедневно
усердно посылал еду и драгоценности на тот остров. Когда прошел год и его голым
и босым отправили туда, он оказался обладателем огромного богатства. Все у него
было: и злато, и серебро, и еды вдоволь, и прожил он там гораздо дольше, чем
царем в том городе.
+
+ +
Тот город представляет собой этот
свет, граждане – злые духи, глупые цари да и мудрый
царь – это люди. Дураки думают только об удовольствиях
на этом свете и считают его вечным, но, в конце концов, смерть прерывает их
жизни, и они, нагие без своих добрых дел, попадают в ад. Мудрые люди делают
много добрых дел и, как сокровища, отсылают свои добрые дела на тот свет. После
смерти добрые люди (мудрые цари) отходят на тот свет, где их ждет накопленное
богатство и где они царствуют в большем сиянии и красоте, чем жили на земле.
Притча о
двух вишнях
У одного человека росли две вишни
перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома,
они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз
просила разное: то «окопай меня», то «побели меня», то «напои меня», то «отведи
излишнюю влагу от меня», то «заслони меня от жаркого солнца». А добрая
вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести
добрый урожай!»
Хозяин был милостив к обоим,
ухаживал за ними и выполнял все их просьбы. Иначе говоря, злой вишне давал все,
что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея целью
прекрасный преобильный урожай.
И что же потом случилось? Злая вишня
сильно разрослась, но уродила лишь мелкие редкие плоды, которые из-за густой
листвы никак не могли дозреть. А добрая, не
привлекавшая своим внешним видом, принесла много - премного вкусных ягод. Видя
это, злая вишня стала роптать на хозяина. Тот рассердился и ответил:
– Разве я в этом виноват? Не я ли
целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы
и тебе помог принести обильные плоды. Но ты притворялась, что умнее меня,
который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
Горько раскаивалась злая вишня и
обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, а обо
всем остальном предоставит заботиться только ему самому. Как обещала, так и
сделала – стала вести себя, как добрая вишня. На следующий год обе вишни
принесли одинаково хороший урожай, и радость их, как и хозяина, была велика.
+
+ +
Мораль этой притчи ясна для всех,
кто Богу молится. Хозяин сада есть Бог, а люди есть саженцы. Как и всякий
хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. Итак,
что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое
лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства,
что называются одним именем – Царствие Небесное. Когда, прежде всего об этом
просим Бога, Он дает вместе с этим богатством и все остальное, что нам
требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно. Но об этом можно просить только
заодно с главным. Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: «Хлеб
наш насущный даждь нам днесь!..» Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом
месте, но только после
молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия
Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на небе.
Итак, сначала духовные блага, и
только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их
легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей
даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако
духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные – такие, как миролюбие,
радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие,
– Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто
возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.
Притча о
недостойном наследнике
Некий человек получил от отца
огромное наследство, но стал тратить полученное богатство лишь на благоустройство
и украшение своего дома. На себя он ничего не тратил – только на дом. Не умыт,
не чесан, в лохмотьях, голоден – одним словом, скряга.
А хоромы его снаружи были так разукрашены, что всякий прохожий ахал от
изумления. Слушать восторженные возгласы о своем доме было единственной
радостью для того человека.
Но однажды в грозу ударила молния в
его дом, и дом исчез в пламени. Человек тот едва спасся, выскочив на улицу.
Народ, увидев его, бросился от него врассыпную, как от чудовища. В отчаянии он
побрел из города, сам не зная, куда идет. Вскоре с ним повстречались цыгане и
подумали: «Этот сгодится для нашего ремесла. Они набросились на несчастного и
еще больше его изуродовали, выцарапав ему глаза да перебив руки и ноги, а потом
взяли с собой попрошайничать по белу свету.
+
+ +
Человек тот представляет душу
грешника. Великое богатство есть дары Божий. Возведение, укрепление и украшение
одного дома означает заботу исключительно о своем теле и телесной жизни.
Опустившийся голодный оборванец – это заброшенная,
оголодавшая душа в теле. Гроза – это неожиданная смерть. Люди в городе, что
бегут от того человека, как от чудовища, есть ангелы Божий, которые
отворачиваются от гадкой грешной души. Цыгане означают черных демонов, которые
любят себе подобных и хватают их.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ
Б№35(446)2008