Как относиться к батюшке?
Несмотря на кажущуюся
простоту этого вопроса, он является весьма актуальным для православных
христиан, особенно тех, кто лишь недавно пришел к вере.
Не секрет, что и
сектанты используют факты неблаговидного поведения иных священнослужителей для
дискредитации всей Православной Церкви. Вот почему для православного человека
так важно уяснить, какое место и значение имеет личность священника в его
церковной деятельности, и какая зависимость существует между благодатью,
действующей в церковных таинствах и обрядах, и нравственным уровнем священника,
совершающего их.
Этой актуальной теме
посвящена работа архимандрита Рафаила (Карелина), которую в сокращенном
варианте мы печатаем в нашей газете.
Преподобный Макарий
Великий писал: «Даже в душах святых остаются некие темные пятна, поэтому
спасение и для святых – дар Божий». Христианство не знает механического
освящения. Человек, получая сан священника, остается как личность с тем же
потенциалом добра и зла, ему так же, как и любому из его пасомых,
необходимо бороться с собой, искоренять, как бы с кровью вырывать из своего
сердца страсти и пороки, для него не облегчен путь духовного совершенствования.
Напротив, он становится ответственным за ту благодать, власть и право, которые
получил в таинстве хиротонии (рукоположение во
священство), то есть подлежит более строгому Божескому и человеческому суду.
Есть два вида иерархии. Одна –
церковная иерархия, где благодать дается как право
совершать таинства и обряды, эта благодать принадлежит не человеку, а его сану.
Она дается священнику как бы взаймы для исполнения им своей миссии. Со смертью
эта благодать не дает душе никаких привилегий и преимуществ, она покидает ее –
так воин слагает свое оружие, возвращаясь домой. Но в
служении священника действует именно она, поэтому само священство и
иерархическая система в Церкви являются средством к освящению и спасению самого
себя и других людей. Иерархия – это каналы, через которые благодать Божия изливается в мир.
Существует еще духовная иерархия – это степень благодати, зависящая от личного
подвига человека, по смерти она не отнимается от души, а, напротив, соединяется
с ней вовеки, нераздельно и неразлучно. Это благодать мучеников, преподобных и
праведников.
Благодать священства дана не для
самого священника, а для народа, но по мере личного подвига священника действия
ее становятся более явственными и полными. Как поток воды из родника, который
его хозяин непрестанно очищает от камней и песка. Благодать священства,
соединенная с личной святостью человека, делает его служение исключительным по
силе действия на душу. К числу таких священнослужителей принадлежали в свое
время святой праведный Иоанн Кронштадтский и оптинские старцы. Они были всегда окружены народом, который
явственно чувствовал свет и тепло благодати, исходившей от них.
Возьмем другой пример: священника,
не поднимающегося по своему нравственному уровню над паствой, а иногда стоящего
и ниже ее. Что происходит во время служения такого священника или епископа?
Благодать действует через него, но против него. Она просвещает народ, но
опаляет душу недостойного. Святитель Григорий Богослов, один из великих
Вселенских учителей, приводит такое сравнение: вода, источающаяся из скалы,
течет потоком в долину, но камень, орошаемый ею, остается камнем, а в долинах,
где протекают потоки и ручьи, цветут кактусы и трава, жадно прильнув к этой
воде. Так душа священника, у которого нераскаянные грехи, остается бесполезной
и мертвой, как камень, но люди, присутствующие в храме при богослужении, пьют
устами души своей живую воду – благодать Божию.
В другом месте, сравнивая таинство,
совершаемое достойным или недостойным иереем, святитель Григорий говорит, что
оттиск от золотой и свинцовой печати один и тот же. Поэтому мы стоим перед
антиномией: во время священнодействия недостойного священника благодать не
уменьшается, а при служении достойного – увеличивается.
Единственная сила, которая
противостоит царству ада – это Церковь, поэтому она так ненавистна и гонима.
Святой Климентий, епископ Рима, сравнивает Церковь,
ее иерархию с войском. В жестоком невидимом бою, от которого зависят судьбы
всего человечества, священники, пусть даже грешные и недостойные, находятся на
передовой – а ведь мы не станем жестоко судить солдат, которые стоят в первом
ряду, в первой цепи, хотя бы они были слабы и плохо обучены. Пусть многие из
них будут грешны и порочны, но мы простим их ради битвы, в которую они брошены,
ради того риска, которому они подвергаются.
Сан священника ответственен и опасен.
Священнослужители испытывают особо сильные искушения, на борьбу с ними демон
посылает самых испытанных и опытных во зле падших ангелов, поэтому некоторые
люди после принятия священства впадали в те искушения, о которых раньше даже не
имели представления. Мы видим их грехи, так как священник у всех на глазах, но
демонов, борющихся с ним, мы невидим.
Как должен вести себя мирянин по
отношению к грешному священнику, то есть когда поведение священника превышает
обычный уровень греха, который мы встречаем в человеке? Так, как сын должен
вести себя по отношению к недостойному отцу – уважать отца ради заповеди
Божией, но в то же время не подражать ему.
Что означают внешние знаки почтения
священника, например лобызание руки при его благословении? То, что священник
является образом Христа и через него Христос благословляет, то есть эти знаки
относятся не к человеку, а к Божеству, как честь, оказанная послу, относится не
лично к нему, а к государству, которое он представляет. Оскорбление даже
недостойного посла считается оскорблением правительства, которое он
представляет. Поэтому верующий может ограничить общение с недостойным
священником, дабы избежать соблазна, но должен оказывать ему подобающее
уважение во имя Христа, благодать Которого тот
получает при рукоположении.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№33(444)2008