Национальная идея России
24 июля – память
святой равноапостольной княгини Ольги (969). 28 июля – память святого
равноапостольного Великого князя Владимира (1015).
По слову летописца Древней Руси
преподобного Нестора, княгиня Ольга была «аки денница
пред солнцем и аки заря пред светом, предтекущая христианской земли». То есть она возвещала
приход солнца христианской веры на Русскую землю.
Приняв христианство в
Константинополе, Ольга попыталась крестить и свой народ, но эта попытка
неожиданно столкнулась с коварством византийской политики. Ведь появление в
мире еще одного христианского государства означало бы для Византии сильную
конкуренцию. По этой причине княгине Ольге так и не удалось добиться приезда из
Константинополя митрополита.
И тогда она обратилась к германскому
императору Отгону, отрядившему для «королевы россов» одного из своих епископов.
Ничего предосудительного в решении княгини Ольги не было: официального
разделения конфессий – на православную и католическую – еще не произошло. Но
уже тогда немецкая христианская церковь подчинялась римскому папе, поэтому была
весьма вероятна доля того, что Русь стала бы католической.
Однако промыслом Господним этому не
суждено было произойти. В пути следования в Киев католический епископ
скоропостижно умер, а посланный вместо него епископ Адальберт
добрался до Киева только через год. Языческое окружение повзрослевшего князя
Святослава воспротивилось крещению и изгнало католического миссионера из Киева,
что имело для Руси поистине спасительное значение. Мы избежали католического
нашествия в тот момент, когда ростки христианской веры были еще слабы и
малочисленны. Всеведущий Бог знал, когда под грузом накопившихся грехов падет
Византия, и за пятьсот лет до этого начал ей готовить смену на берегах Днепра,
среди славян. Этого времени как раз хватило, чтобы крещенная князем Владимиром
Русь утвердилась в православной вере.
Да, нам не суждено было стать второй
Польшей, но зато Русь стала преемницей Византии. Более того, у русских, в
отличие от греков, не было своей дохристианской философии, поэтому христианство
стало первым всеобъемлющим мировоззрением, наполнившим собою все сферы жизни в
государстве. «Крещение русского народа в Х веке, – пишет историк М.В. Назаров,
– было воспринято им не как узко-национальная цель, а как приобщение Руси к
вселенской Истине, данной Богом всему человечеству, что было выражено в «Слове
о законе и благодати» митрополита Илариона (XI век),
– таков изначальный смысл русской идеи. Когда же Русь осознает себя стержневым
царством истории, русская идея обретает форму спасения уже не только своего
народа, но и спасения как можно большего числа народов». Вот в чем был
исторический смысл успешного расширения православной Российской империи,
которая включала в себя на равных основах все новые и новые племена и делала им
доступным добровольное приобщение к Закону Божию.
Такова природа геополитического чуда России в виде ее огромности на карте мира:
Бог дал эту территорию должной земной власти для выполнения ее вселенской
спасительной миссии.
Эту русскую идею хорошо осознавал и
писатель Ф.М. Достоевский: «Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским...
может быть и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком,
если хотите». При этом надо пояснить, что присоединение к Православию открывало
дорогу к воплощению русской идеи любой народности...
В свое время первый президент РФ
Ельцин поручил своей пропагандистской камарилье «разработать российскую
национальную идею», ибо «у нас ее сейчас нет». Бывший компартийный функционер, разрушивший «до основания»
породившую его систему, даже не представлял, какое, собственно, государство он
будет строить на руинах красной империи. Уже нет в живых одного из губителей
великой страны, но споры о национальной идее России не утихают
и по сей день. Практически все они сводятся к тому, что стране надо
стать сильной, богатой и здоровой (спортивной), а не слабой, бедной и больной
(первое нам удалось – страна сейчас действительно очень богата, а вот с остальным – пока никак).
Однако богатым и здоровым желает
стать любое государство, любой народ. Для небольшой нации, небольшой страны
это, может, и вполне оправданно. Но совсем другое дело, если речь идет о такой
огромной стране, как Россия. В этом случае ее подлинная национальная идея
должна простираться гораздо дальше устремлений о всеобщей сытости и здоровье. И
эту идею не нужно изобретать, выдумывать. Ее просто нужно вспомнить и вновь
осознать. Как осознал ее равноапостольный князь Владимир.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№31(442)2008