Жить не тужить
В популярной кинокартине С. Говорухина «Благословите
женщину» мать героини фильма, уже смертельно больная, на вопрос близких, как жить, отвечает: «Один добрый человек
говорил: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому
не досаждать, и всем – мое почтение». Этот добрый человек
– преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891). 10
июля исполнится 10 лет со дня обретения мощей старца.
На первый взгляд, в ни к
чему не обязывающей присказке святого содержатся
многие евангельские заповеди. Не тужить значит,
при самых тяжелых обстоятельствах не скорбеть, не
отчаиваться, терзая себя тоской и унынием. Это ведь смертный
грех! Не тужить – значит, что черная
полоса жизни все равно кончится, все плохое пройдет, поэтому
нельзя жить былыми обидами и неудачами. «За
то, что мы оглядываемся назад, – говорил старец, – и
подгоняют нас розгами, то есть скорбями и неприятностями».
Идем дальше: «Никого не осуждать, никому не досаждать». Разве не об этом говорится в Нагорной проповеди Иисуса
Христа? Разве можем мы осуждать ближнего своего, если сами в грехах, как в репьях? Но если хочешь, чтобы на «страшном судище»
Господь был милосерден к тебе, чтобы
не судил строго, не суди строго и сам
других. А лучше вообще не осуждай – не судим будешь. А
главное – на душе покойно будет.
Ну а уж «не досаждать» – здесь и пояснять не нужно.
Хотя... Иной в жизни другим столько хлопот и неприятностей
доставляет, не замечая и не сознавая этого. Это от себялюбия, гордыни,
когда других уже просто не замечаешь – это ведь тоже тяжкий грех, за который
придется отвечать. А как иначе, ведь пролитая кем-то по твоей вине слеза не падает зря...
«И всем мое
почтение» – вот мы и дошли до главной
христианской заповеди о любви – «почтение»,
«почитание». И не только к родному,
близкому. Ко всякому.
Присказка Амвросия Оптинского – это и отзвук
Нагорной проповеди, и духовная лестница. Вначале научись не тужить, не осуждать и не
досаждать, а после, даст Бог, научишься и любить. Ведь
эгоист, себялюбец – любить не может, он в слепоте духовной.
Что же касается самого старца, то он
сам жил, как учил.
Не тужил, хотя с
молодых лет и до самой блаженной кончины страдал тяжелейшим и неизлечимым
недугом внутренних органов. Уже в 34 года иеромонаха Амвросия
признали неспособным к каким-либо физическим работам и
вывели за штат монастыря. Врачи откровенно признавали: если бы это был обыкновенный человек, то можно было бы с уверенностью сказать, что жизни ему осталось не более получаса. Однако, выйдя за
штат, старец прожил, по сути, в полуживом состоянии еще 45 лет!
Что же давало ему силы? Молитва, помощь Господа в
благодатных Таинствах и, конечно же, Дух Святый.
Мы часто говорим: «Только Духом Святым и живем».
Но ведь так оно и есть. Как часто физически крепкие сильные люди во
время испытаний проявляют малодушие и трусость. И наоборот: немощные
в физическом плане проявляют чудеса храбрости и силы духа.
«Сила Божия в
немощи совершается» – это о преподобном Амвросии. По причине своей
весьма редкой хронической болезни он буквально истекал потом, поэтому
всегда носил за плечами мешочек с сухой одеждой. Через 2 – 3 часа ему приходилось переодеваться, но при всем
этом батюшка удивлял приходящих к нему людей
благодушием и тихим веселым нравом.
Каково бы ни было его состояние,
каких бы мук он ни претерпевал, он
всегда отвечал на письма, принимал
посетителей – в день десятки людей! И
вот что он говорил по этому поводу: «В
монастырях болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу...» И еще: «Господь долготерпив. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».
Глубочайший смысл и в другом его изречении: «Праведных
ведет в Царствие Божие апостол
Петр, а грешных – Сама Царица Небесная». Иными
словами, кающийся грешник – это тот самый младший, блудный сын, который своим смирением
превзошел старшего сына. Чем больше глубина падения, тем сложнее выбраться человеку из пропасти грехов. Но, конечно же, здесь имеются в виду истинное покаяние и исправление жизни по евангельским заповедям, а не просто перечисление грехов на исповеди.
А вот как преподобный Амвросий пояснил суть Христовой
заповеди о том, что, если кто ударит тебя по правой щеке,
подставь ему и левую. «Если кто будет на тебя клеветать или
безвинно чем-нибудь досаждать, это означает
ударение в десную ланиту. Не
ропщи, а перенеси этот удар терпеливо, подставь при этом
левую щеку, т. е. вспомни свои неправые дела.
И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил и потому достоин наказания». Кроме
упомянутой
присказки о том, как жить, батюшка отвечал:
«Мы должны жить на земле, как колесо вертится, чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх. А мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Для смирения себялюбивых
и горделивых он любил рассказывать
такой случай: «Раз кто-то устроил у
себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашенных спрашивает посланного к нему
неопрятного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя
никого не нашлось послать за мной?» А
тот отвечает: «Хороших-то
по хорошим разослали, а меня – к
вашей милости».
Встреча со старцем – большая радость. Но только для того, кто сам готов
исправлять
свою жизнь, трудиться духовно. В одном из
монастырей Мордовии один прозорливый
старец уже в наше время перестал
принимать людей, пояснив причину:
«Люди выслушивают мои наставления,
предостережения, обещают исправиться,
но уезжают от меня и живут, как
жили». Именно по этой причине в
середине XIX
века святитель Игнатий Брянчанинов советовал не тратить
свою жизнь в поисках старцев, которых никогда не бывало
много, а руководствоваться творениями святых отцов.
В противном случае велика опасность нарваться
на лжестарца – вот таковых всегда в
избытке было на Руси. Неискушенному в вере человеку трудно отличить
такого лжесвятого от истинного подвижника веры, и
в этом смысле образ преподобного Амвросия поможет
отличить нам истинное от ложного.
Старец никогда ничего не советовал, пока не спросят, не
налагал тяжких епитимий (церковное наказание), обладая
всеми дарами Духа Святаго (прозорливость,
рассудительность, целительство и
т. д.), он тщательно скрывал их. Истинный старец служит всем людям и не создает каких-то
особых «общин», где, как и в тоталитарных
сектах, существует строжайшая дисциплина и нужно слепо выполнять приказы
старших. Такие «общины» всегда окружают лжестарцев, и надо обходить их десятой дорогой. Все, что нам нужно, есть в Церкви Христовой, в Евангелии, в книгах святых отцов. Нередко, о
чем свидетельствуют многие верующие, на обычной исповеди обычный батюшка, сам того не ведая, промыслом Божиим находит для исповедника самые необходимые и спасительные слова, дает верный совет.
Воистину: Святый Дух дышит,
где хочет. Ну а если Богу будет угодно, он обстоятельствами
жизни сведет
вас с истинным духоносным старцем, каковым был преподобный Амвросий
Оптинский. Он и сегодня помогает всем, кто молитвенно обращается к нему
за вразумлением, утешением и исцелением. Рака
с мощами святого находится там же,
где и прошла его жизнь, – в Оптиной пустыне – одном из древнейших монастырей России неподалеку от Козельска.
Преподобный Амвросий является прототипом старца Зосимы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Писатель неоднократно встречался и подолгу
беседовал со старцем, преклоняясь перед его духовными подвигами.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№29(440)2008