Уроки исчезнувшей Византии
Сегодня мы заканчиваем
(начало – в предыдущем номере) публикацию фрагментов авторского текста к
документальному фильму «Гибель империи. Византийский урок»
(автор – архимандрит Тихон (Шевкунов).
Византия была особым государством,
которое отличалось и от Запада, и от Востока. Она была единственной в мире
страной, простиравшейся на огромном пространстве между Европой и Азией, и по
природе была многонациональной имперской державой, в которой народ ощущал
государство, как одно из своих личных ценностей. Это было совершенно
непостижимо для западного мира, где священными принципами уже тог
Смыслом существования и душой
Византии было Православие – ничем не поврежденное исповедание христианства.
Такого демонстративного консерватизма Запад просто не выносил. Но, конечно же,
нелепо говорить, что Запад был виновен в неудачах и падении империи.
Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы
изменяли основным принципам, на которых держалась их империя. Эти великие
принципы были просты и с детства известны каждому византийцу: верность Богу,
Его вечным законам, хранящимся в Православной Церкви, и безболезненная опора на
свои внутренние традиции и силы.
Столетиями византийские императоры,
мудрые и недалекие, успешные и бездарные, святые на троне и кровавые тираны,
когда перед ними вставала необходимость судьбоносного выбора, знали, что
следование этим двум правилам является залогом жизнеспособности их империи.
В Византии в конце XIII века образовались
две партии. Первую составляли имперские традиционалисты, вторую – сторонники
прозападного пути, которые тайно, а чаще и открыто поддерживаемые европейскими
правительствами, одержали безусловную победу над имперскими традиционалистами.
Под их руководством в стране был осуществлен ряд важнейших реформ, включая
экономическую, военную, политическую и, наконец, идеологическую и религиозную.
Все эти реформы завершились полным крахом и привели к таким духовным и
материальным разрушениям в империи, что она осталась совершенно беззащитной
перед напором войск своего восточного соседа – Османского султаната.
Последним и самым страшным ударом
для Византии стала церковная уния с Римом. Формально это было подчинение
Православной Церкви Римскому папе в чисто прагматических интересах. Очередная
внешняя агрессия поставила страну перед выбором: рассчитывать на Бога и на свои
собственные силы или поступиться вековыми принципами, на которых основывалось
их государство, но за это получить военную и экономическую помощь латинского
Запада. И выбор был сделан. В 1274 году император Михаил Палеолог решился на
коренную уступку Западу. Впервые в истории посланцы византийского императора в
Лионе признали главенство Римского папы. Выгоды, полученные византийцами от
этой сдачи идеологических позиций, оказались мизерными. Союз с Римом не
продлился долго, и в конце концов папа призвал Европу
к новому крестовому походу на Византию.
Другим страшнейшим следствием
предательства веры стала утрата доверия народа к власти. Византийцы были
потрясены предательством их высшей ценности – Православия. Они увидели, что и с
главным в жизни – истинами веры, оказывается, можно играть. Смысл существования
византийцев был потерян. Это стало последним и главным, что разрушило страну. И
хотя далеко не все приняли унию, но дух народа был сломлен. На место прежней
жажды жизни и энергичной решимости к действию пришла ужасающая общенародная
апатия и усталость. Народ перестал хотеть жить.
В обществе царили
духовно-нравственный упадок, неверие, увлечение астрологией и самые дикие
суеверия. Алкоголизм стал настоящим бичом для мужского населения. Аборты стали
повсеместным явлением. И это лишь немногое, к чему привело решение элиты
пожертвовать высшими идеалами ради практических выгод. Рушилась душа: в великом
народе, давшем миру грандиозные образцы полета духа, теперь повсеместно царили
сплошной цинизм и склоки. Русский паломник в начале XIV века писал: «Греки –
это те, у которых нет любви».
Но, несмотря на предательство
отдельных иерархов, Православная Церковь устояла. «Все были против унии», –
сообщает нам византийский источник. «О жалкие ромеи!
– Пророчески писал из своего затвора монах Геннадий Схоларий
за 14 лет до падения Константинополя. – Зачем вы сбились с праведного пути:
удалились надежды на Бога и стали надеяться на силу франков? Вместе с городом,
в котором все будет разрушено, отступили вы и от благочестия вашего! Милостив
буди мне, Господи! Свидетельствую пред лицом Божиим, что неповинен я в этом.
Обратитесь, несчастные граждане, задумайтесь, что вы делаете?! Вы отступили от
отческого предания и стали исповедовать нечестие. Горе вам, когда придет на вас
суд Божий!»
Слова Геннадия Схолария
сбылись абсолютно буквально. А ему самому пришлось нести неимоверно тяжкий
крест горького патриаршества – он стал первым православным патриархом
плененного турками Константинополя.
Что еще добавить? Теперь здесь живет
совершенно иной народ, царят иные законы, иные нравы. Византийское наследие,
чужое для пришельцев, было либо разрушено, либо в корне изменено. Потомки тех
греков, которые не были уничтожены завоевателями, на долгие столетия
превратились в бесправных изгоев на своей земле.
Подготовил
В. НИКОЛАЕВ.
Б№24(435)2008