Уроки исчезнувшей Византии
Документальный фильм
архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи.
Византийский урок» на телеканале «Россия» вызвал в российском обществе неподдельный
интерес и огромное число положительных отзывов. Это фильм-притча,
фильм-предупреждение. Напоминание о том, что не в силе Бог, а в крепости веры,
о том, чем для государств и народов оборачивается отступление от Христовых
истин. Только совсем уж неискушенный телезритель не смог увидеть в «Уроках
Византии» уроки для нашего многострадального Отечества. Этим и интересен фильм.
Падение Византийской
империи произошло 29 мая 1453 года – 555 лет назад, когда турки после
многомесячной осады захватили столицу империи Константинополь. Отмечая
годовщину этой скорбной даты, мы публикуем сегодня фрагменты авторского текста
этого фильма.
Стамбул назывался когда-то
Константинополем и еще шесть веков назад был, без всякого преувеличения,
столицей одной из величайших мировых цивилизаций – Византийской империи.
Система школьного и высшего
образования впервые в мире возникла в Византии, именно здесь в V веке появился
первый университет. Инженерное искусство и архитектура империи не имели себе
равных, да и сегодня шедевры византийских мастеров, такие, как купол Святой
Софии, поражают совершенством технического исполнения. Ни одна другая империя в
истории человечества не прожила столь долго, как Византия. Она просуществовала
1123 года. Для сравнения: великий Рим рухнул через 800 лет после основания.
Османский султанат распался через 500 лет, китайская империя Цин – через 300, Российская империя просуществовала 200
лет, Австро-Венгерская – около 100 лет, Британская – 150 лет.
Баснословные богатства, красота и
изысканность столицы империи Константинополя буквально потрясали европейские
народы, находившиеся в период расцвета Византии в состоянии глубокого
варварства. Можно себе представить, да и история говорит нам
о том же, что грубые невежественные скандинавы, германцы, франки, англосаксы,
для которых основным способом существования был в те времена разбой, попадая из
какого-нибудь Парижа или Лондона с населением в десятки тысяч человек в
миллионный мегаполис, в город просвещенных горожан, ученых, блистательно одетой
молодежи, толпящейся у императорского университета, только и мечтали об одном:
захватить и ограбить, ограбить и захватить. Кстати, когда это им впервые
удалось и войска европейцев, которые называли себя крестоносцами, в 1204 году
вероломно ворвались в Константинополь и захватили этот самый прекрасный город в
мире, они нескончаемым потоком 50 лет вывозили сокровища Византии. Только
драгоценной монеты было вывезено сотни тонн, и это притом, что годовой бюджет
самых богатых стран Европы составлял тогда не более двух тонн золота.
Были вывезены
бесценные святыни, произведения искусства (мощи святых, иконы, знаменитая
Туринская плащаница, терновый венец Иисуса Христа и многое другое. – Прим, ред.), но
еще больше варвары из Брюсселя, Лондона, Нюрнберга, Парижа переплавили на
монету или выбросили как хлам. И по сей день музеи
Европы ломятся от награбленных византийских сокровищ. Именно несметными
богатствами Константинополя был выкормлен монстр ростовщической банковской
системы современного мира. Как грибы после дождя стали появляться первые
европейские банки. На хлынувшие в Европу деньги и сокровища стал создаваться
тот самый знаменитый капитализм с его неуемной жаждой наживы. В результате
спекуляции константинопольскими реликвиями образовались первые крупные
еврейские капиталы. Запад варварский стал Западом цивилизованным лишь после
того, как захватил, разграбил, разрушил и поглотил Византийскую империю.
Наши предки тоже, признаться, не
отличавшиеся в то время изысканным воспитанием, многократно поддавались
варварскому соблазну поживиться за счет несметных богатств Царьграда. Но, к
чести их, да и к нашему счастью, жажда наживы не затмила для них главное:
русские поняли, в чем заключается самое великое сокровище Византии! Это были не
золото, не драгоценные камни и даже не искусство и наука. Главным сокровищем
Византии был Бог, и, объехав все известные в то время страны мира, послы князя
Владимира именно здесь поняли, что существует реальное общение Бога и человека,
что для нас возможна живая связь с иным миром. «Не знаем, где находились мы, на
небе или на земле», – говорили наши потрясенные предки о своем присутствии на
Божественной литургии в главном храме империи, соборе Святой Софии. Они поняли,
какое богатство можно получить в Византии. И на эти сокровища наши предки создали
не банки, не капитал и даже не музеи и ломбарды. Они создали Русь, Россию,
духовную преемницу Византии.
Так почему же стало возможным, что
это величайшее в мировой истории и жизнеспособное государство с какого-то
момента стремительно стало утрачивать жизненные силы?
Проблемой, которую Византия не
смогла решить и которая в конце концов погубила ее
экономику, стала утрата государственного контроля над финансами, грандиозный
неконтролируемый процесс оттока капитала на Запад в развивающуюся Европу.
Государство выпустило из своих рук рычаги контроля над торговлей и
промышленностью и постепенно отдало свои основные торговые и экономические
ресурсы иностранным предпринимателям.
Другими неразрешенными проблемами
Византии стали коррупция и олигархия. Олигархи обзавелись целыми армиями под
видом служб и подразделений охраны и ввергли государство в пучину гражданских
войн. Большой проблемой стала постепенная утрата реального контроля над
отдаленными областями и провинциями. Особенно остро чувствовались противоречия между
провинциями и сытой богатой столицей – Константинополем, который во многом жил
за счет нищих окраин. Демографическая проблема была одной из самых острых в
Византии. Империю постепенно заселяли чуждые народы, уверенно
вытесняя коренное православное население (византийских греков – государствообразующую нацию. - Прим.
ред.). Пришельцы относились к Византии, как к своей потенциальной
добыче, которая рано или поздно должна перейти в их руки.
Происходило это еще и потому, что
империя отказалась заниматься воспитанием народа в угоду появившимся в начале
эпохи Возрождения демагогическим веяниям о государственной идеологии как о
насилии над личностью.
(Окончание в следующем номере).
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№23(434)2008