Тайна
возвращенного образа
Как считалось, безвозвратно утерянная в начале 20-х годов
прошлого века Нижнеломовская чудотворная икона
Казанской Божией Матери найдена и заняла свое место в заново построенном храме
Ее имени!
Эта икона была
явлена в 1643 году: в окрестностях Нижнего Ломова, в двух километрах западнее
города, 8 (21) июля казак Андрей Михайлович Набоков увидел поблизости от
вытекавшего из горы источника икону Казанской Божией Матери, стоявшую на пне, и
доложил об этом воеводе Ивану Косагову. Тот не
поверил в чудесное явление иконы в диком болотистом месте, за что промыслом
Божиим был наказан: у него тяжело заболел сын. Приняв это как наказание за свое
неверие, воевода вместе со священнослужителями юрода, с хоругвями и иконами
отправился крестным ходом в глухомань, где был совершен молебен перед явленной
иконой Пресвятой Богородицы. Заступлением Царицы
Небесной сын воеводы чудесным образом исцелился. Следом стали совершаться и
другие чудеса, после чего горожане окончательно уверились в том, что икона
чудотворная. И в 1644 году на месте явления поставили деревянную часовню, куда
и поместили чудотворную икону. А в 1648 году по прошению нижнеломовских
граждан царь Михаил Федорович Романов дозволил вместо часовни выстроить церковь,
снабдил ее ризами, книгами и другой церковной утварью и повелел устроить тут
монастырь.
Мужской Казанско-Богородицкий монастырь, благодаря чудотворной Нижнеломовской Казанской иконе, стал широко известен в
России и просуществовал до 30-х годов XX столетия. В 1709 году в Казанском
монастыре случилось огромное несчастье: 2 сентября он выгорел весь, «без остатку», но чудотворная икона
Божией Матери была спасена. После пожара все четыре вновь построенных
монастырских храма стали каменными. Главным храмом являлся соборный Казанский –
шедевр русского зодчества, отличавшийся легкостью архитектуры и благолепием.
Здесь, в нижнем ярусе пятиярусного иконостаса, по левую сторону от царских врат
и находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери размером 16,7 х 20
сантиметров, древней живописи, сиявшая золотым окладом,
серебряной короной, усыпанной 84 крупными и мелкими бриллиантами, и имевшая
клейма по сторонам, указывавшие на чудеса и явление Ее. Массивный серебряный
киот, весивший почти 6
килограммов, был убран золотыми арабесками и
разноцветными драгоценными стразами, коих насчитывалось более 500. Чудотворный Нижнеломовский образ с
благоговением и верой чтился не только в Пензенской, но и в Тамбовской и
Саратовской губерниях, куда часто и надолго брали икону. «И куда ни
берут этот святой образ, – писал современник, – по селам и городам везде
встречает его народ в несметном числе, повергаясь долу благоговейно и молясь
Небесной Заступнице рода христианского». Как сообщается в книге «Земная жизнь
Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон», «Нижнеломовская икона совершенно сходна
с Казанскою, но на четверть аршина менее ее мерою. В грамоте императора Петра I
Нижнеломовская икона названа чудотворною и многоцелебною».
Сегодня от
некогда богатого, знаменитого далеко за пределами Пензенской губернии монастыря
остались лишь руины архимандритского корпуса, напоминающие о вандализме
советского большевизма: такие руины оставляли после себя лишь враги нашего
Отечества. В роковой момент истории уподобились им и наши соотечественники:
враг рода человеческого сделал все, чтобы стереть с лица земли великую святыню.
Из взорванных стен храмов и других монастырских построек сделали... дорожное
покрытие!..
Сама же икона
«исчезла» в страшные 1921 – 1922 годы, когда в Поволжье свирепствовал небывалый
голод.
Сегодня мы можем открыто назвать имена тех людей, кто, рискуя не только
собственной свободой, но, может быть, даже и жизнью, спас от поругания, а
возможно, и уничтожения главные святыни земли Нижнеломовской
– ее чудотворные иконы и почтить их память. Это архимандрит Макарий,
иеромонах Гедеон и семья Климовых из села
Монастырского. У священников иконы поочередно находились до 1937 года. Все
остальное время – семьдесят лет (!) – они тайно и бережно сохранялись у
Климовых, родственников А.П. Мамыкина, нынешнего
директора Нижнеломовских электрических сетей.
Отец Гедеон, когда власти стали притеснять его
и над ним нависла угроза обыска и ареста, передал их этой глубоко
верующей семье. Иконы переносили ночью, пряча под пальто. Амплий
Иванович Климов был иконописцем. В 30-х годах прошлого столетия его арестовали
и расстреляли в Наровчатской тюрьме. А дочери Амплия Ивановича, Антонина Амплиевна
и Мария Амплиевна, скорее всего, тайные монахини
(всего в семье было 9 детей, сыновья, кроме Николая Амплиевича,
погибли на фронтах Великой Отечественной войны), и были хранительницами
явленных икон.
Все эти
долгие годы ни днем, ни ночью перед образами не угасали лампада и свечи, каждый
день благочестивые женщины читали перед иконами акафисты, каноны и молитвы.
Тайна хранения чудотворных икон в целях их сбережения тщательно скрывалась до
поры до времени даже от близких родственников. Говорят, посторонних в дом, где
хранились иконы, не пускали. И только спустя год после того, как на месте разрушенного
монастыря была построена купальня, Антонина Амплиевна,
помолившись Пресвятой Богородице, открыла тайну двоюродному племяннику А.П. Мамыкину, и он поставил перед собой цель – возродить
монастырь на некогда святом месте. Иконы Антонина Амплиевна,
пережившая сестру на три десятка лет, завещала ему после своей смерти.
Скончалась она 8 марта 2008 года в возрасте 87 лет, до
последнего сохранив здравый рассудок и память. Александр Петрович вернул
святыни во вновь построенную церковь в самый канун Светлой Пасхи 2008 года.
То, что
сделали Климовы, иначе как подвигом назвать нельзя.
...Сегодня
чудотворная икона Казанской Божией Матери не сияет золотом и серебром, как в
начале XX века, ее оклад не играет, не переливается теплым светом драгоценных
камней. Но от этого она не стала менее ценной и почитаемой, ведь мы поклоняемся
не самим иконам, а тому, кто на них изображен. Напротив, сегодня, чудотворная
икона Матушки нашей Пресвятой Богородицы вызывает еще большее благоговение.
Царица Небесная услышала молитвы нижнеломовцев и
вернула городу свой святой образ. Значит, народ помаленьку искупает тяжелые
грехи своих предков. Значит, вера православная вновь утверждается на нашей
земле!
Л. САЛЯЕВА.
Б№22(433)2008