Крест
и Воскресение
В книге современного писателя, публициста, кандидата
богословия Валерия Духанина «Современный мир
Православия» удивительно просто, доходчиво и интересно повествуется о красоте
нашей веры, ее смысле и великом значении.
Отрывки из этой душеполезной книги мы предлагаем
читателям «Беседки» в дни Светлой Пасхальной седмицы.
Есть такая
притча. В одном городе жили два товарища. Случилось так, что один из них стал
наркоманом. Другой же, напротив, совершенно не пил, не
курил, не кололся и посвятил свою жизнь Богу. Однажды ночью к нему забежал весь
окровавленный его друг, который, добывая денег на героин, совершил убийство.
Сняв окровавленную одежду, он попросился принять ванну, но в это время в дверь
позвонили сотрудники милиции и сказали, что ищут убийцу. Тогда, надев чужую
окровавленную одежду, вышел к ним друг наркомана. Его судили и приговорили к
высшей мере. Наркоман же...
Но здесь
остановимся.
Как бы вы
отнеслись к подобному благодетелю и спасителю? Надо признать, человек не всегда
ценит то, что дается ему и что сделано ради него. Однако поступок пожертвовавшего собою достоин, чтобы спасенный наконец-то
решил исправиться.
А теперь
обратим внимание. За грехи людей, причем всех людей без исключения, умер не
друг, не брат, а – Сам Бог. Он для того и стал человеком, чтобы всех искупить
от греха. Но почему Христос шел страдать за людей?
А вы любили
когда-нибудь кого-то по-настоящему, искренне, всей душой? Если да, то вы уже
знаете: искренне любящий готов положить свою жизнь за
любимого. В рассказе И.С. Тургенева «Воробей» описано, как выпавшего из гнезда
птенца хотела проглотить собака. Но вдруг с дерева к ней ринулся взрослый
воробей, готовый жертвовать собой ради детеныша. Собака никак не ожидала этого
и удалилась. Тургенев пишет в заключение: «Любовь сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Представьте:
человек, драгоценный вашему сердцу более, чем весь
мир, вдруг подвергся тяжкой болезни и нуждается в переливании крови.
Задумаетесь ли вы о самих себе или пожертвуете собственной кровью ради
любимого?
Так и Христос
ради спасения людей шел пролить Свою Кровь. «Любовь
познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (Из Первого послания
апостола Иоанна – 1 Ин.З,
16).
Вы все не раз
видели икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Троица символически
представлена в виде трех Ангелов, обращенных друг к другу ликами. Они сидят за
одним столом, на котором стоит единственная чаша. Это – образ предвечного
совета Троицы о создании мира и спасении людей. На иконе Ангел слева,
символизирующий Бога Отца, благословляет Ангела, сидящего посередине. В
предвечном совете решено, что Бог Сын придет в мир для искупления людей.
Средний Ангел, символизирующий Сына, склоняет правую руку в благословении над
чашей, в которой видна голова тельца – жертвенного животного. Бог Сын готов
стать человеком, чтобы нести жертвенное служение. «Сын Человеческий не для того
пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою
для искупления многих» (Евангелие от Матфея, 20, 28). На
иконе силуэты двух крайних Ангелов (Ангел справа символизирует Бога Духа
Святого. – Прим, ред.) образуют собой чашу, в середине
которой оказывается средний Ангел. Сын Божий Сам
становится Жертвой. Он жертвует Самим Собой ради нас и
ради нашей вечной жизни. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не
погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна — Ин, 3,16).
Покидая людей,
Господь оставляет им Таинство, в котором они будут приобщаться Богу теснейшим
образом. Христос идет отдать Свое Тело на Крестные
муки и пролить Кровь за грехи человека. Его Тело и Кровь становятся Жертвой во
спасение людей. Приобщиться к этой Жертве можно, только приняв святые Плоть и
Кровь Христа. Вкушающий их обретает единение со
Христом; Господь такого человека освящает, избавляет от всякого греха и вечной
смерти. Действием Божественной силы хлеб и вино стали подлинными Телом и Кровью
Спасителя, хотя и сохраняли прежний вид. Так, тварному,
ограниченному и немощному естеству человека предложено святое, животворящее
человеческое естество Христа, соединенное с Его Божеством.
Христа осудили
как врага народа, как врага императора и как врага религии. Поспешно собирались
лжесвидетельства, наскоро вершились формальности суда. Но
самым удивительным оказалось другое. Простой народ, столь почитавший
Спасителя за Его чудеса и учение, народ, который был даром
насыщаем, исцеляем и воскрешаем Господом, во множестве собравшись перед
судебной палатой, на вопрос Пилата отпустить ли Христа, закричал: «Да будет
распят» (Мф. 27, 22 – 23). Человечество вынесло
приговор Источнику жизни, пришедшему на землю для спасения людей.
Да и могла ли
воплотившаяся Истина избежать страданий, когда мир раболепствует перед ложью и
злом? Каждый, кем бы он ни был, когда бы и где бы ни жил, если сознательно
совершает грех, если избирает грех как принцип жизни, уже сам себя поставляет в
ту толпу, которая кричала: «Распни Его!» (Мк. 15,13).
Распятие, по
свидетельству древних, – ужаснейшая из казней и вместе с тем казнь позорная. На
нее осуждались самые тяжкие преступники. Гвозди, причем граненые, с
зазубринами, вбивались в область запястья. Они пронзали нервные узлы, одно
прикосновение к которым – страшнейшая боль. Постепенно мышцы пригвожденного
начинала сводить судорога, грудная клетка сдавливалась – распятого мучило
удушье. Дышать возможно было только опершись на ноги,
также пробитые гвоздями... На эту казнь и предали Иисуса Христа. Но в этот
страшный момент, когда пригвождали Господа ко Кресту,
из уст Его исходят слова удивительной силы и смысла: «Отче! Прости им, ибо не
ведают, что делают» (Лк. 23, 34). Оказывается, в душе Спасителя нет ни капли
ропота или протеста, в ней совершенно нет смущения или малодушия. Сам Господь
по-прежнему пребывает на небесной высоте смирения, хранит неизреченную любовь к
врагам. Ради неразумного человечества, ради этих же распинателей
Христос и взошел на Крест. В этих муках на высоте оказывается любовь и смирение
– дьявол с его страхами, возмущениями, кознями неиспровергнут
к глубинам преисподней.
Смерть Господа
на Кресте не была торжеством смерти. Происходит единственное и неповторимое
событие во Вселенной – Христос воскресает из мертвых, воскресает Своей собственной силой. Когда тело Господа еще лежало
бездыханным в пещерной гробнице, его душа победоносно нисходила в ад. Если у
вас спросят, а в чем больше всего выражается любовь к людям, то ответьте: за
человеком Господь идет к глубинам ада. Не Всевышний
осуждает человека в преисподнюю, туда нас влекут наши собственные грехи.
Господь принимает истомившиеся души Адама и Евы, которые первые лишились богообщения, но дольше всех ждали его возобновления.
Бесчисленный сонм душ выводится Господом из преисподних темниц к свету
небесных обителей. Тирания дьявола разрушена: бесы, видя происшедшее, застыли в
трусливом изумлении и ужасе.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№19(430)2008