Страдания
Христа и за Христа
Имя известного православного старца Паисия
Святогорца известно читателям нашей газеты. Мы уже
печатали фрагменты из его книг, представляющих ответы на животрепещущие вопросы
приходивших к нему людей. А в иные дни к старцу, отошедшему ко
Господу в 1996 году, приходило по тысяче человек! И для всех Геронда Паисий («геронда» в Греции – уважительное обращение к духовному
лицу) находил нужные слова – простые и мудрые.
В России в московском издательстве «Святая Гора»
переведены с греческого языка и изданы уже пять томов из обширного наследия
подвижника веры, которого еще при жизни почитали как святого. В дни Страстной
седмицы, когда православный мир вспоминает последние дни и минуты земной жизни
Спасителя, Его муки и смерть на кресте, мы публикуем слово Паисия
Святогорца о необычайной отваге христианских
мучеников, о том, почему даже их подвиги несравнимы с подвигом Господа нашего
Иисуса Христа. Поводом для этих слов послужил возглас одной верующей женщины:
«Думаю, Геронда, что если бы я увидела колесо
святой Екатерины, то умерла бы от
страха!»
Если бы ты
умерла еще до того, как тебя начали колесовать, то это было бы хорошо, это было
бы благословением Божиим. Мука была бы, если бы тебя начали колесовать, а ты не
смогла бы этого перенести. Мученики имели доброе расположение, Христос помогал
им, и поэтому они переносили боль.
Какую же
любовь ко Христу имели святые мученики, какую отвагу!
Святая Соломония со своими семью чадами – один за
другим были замучены все. Святой Лонгин
(командир отряда римских воинов, которые несли стражу во время казни Иисуса
Христа – пронзивший Господа копьем, чтобы убедиться в смерти распятого.
Кровь Спасителя, брызнувшая ему в глаза, исцелила их от давней болезни. Смерть Иисуса настолько потрясла Лонгина
и двух его воинов, что они во всеуслышание исповедовали Его Сыном Божиим –
Прим, ред.) устроил угощение для воинов, которые пришли его схватить, и принял
их в свой дом. Пришедшие, не зная его в лицо, торопили его показать им Лонгина, чтобы отсечь ему голову, а он говорил им: «Я
покажу вам его!» Когда же он сказал, что Лонгин он и
есть, то они заколебались, но святой убедил их исполнить порученное. И они
усекли его главу. А какая выдержка была у Гедеона Каракальского. «Режьте руку, – сказал он палачам, – режьте
и ногу, режьте и нос! Чтобы не многословить, режьте
все!» Поразительно! Но для того чтобы достичь этого уровня, человек должен не
любить самого себя и любить Бога. Мать, спасая свое дитя, идет в огонь. Она не
чувствует боли, потому что ее любовь сильнее, чем жжение пламени. Ее любовь к
ребенку пересиливает боль. Насколько же сильнее боли должна быть любовь ко Христу!
Для святого,
идущего на мученичество, его любовь ко Христу
превосходит боль и нейтрализует ее. Нож палача был для мучеников нежнее
скрипичного смычка. Когда разгорается любовь ко
Христу, мученичество становится торжеством: в этот миг огонь прохлаждает лучше,
чем купание, потому что его жжение теряется в жжении божественной любви.
Сдирание кожи ощущается как ласка. Божественное рачение захватывает сердце,
захватывает голову, и человек становится «сумасшедшим»: он не чувствует ни
боли, ни чего-либо другого, поскольку его ум находится во Христе и его сердце
переполняется радостью. А сколько святые шли на мученичество и переживали такую
радость, словно шли на торжество! Они ощущали великую радость оттого, что им
давалась благоприятная возможность претерпеть мучения. С мученичества в
духовной жизни начался монашеский аскетизм. Когда пришел к власти Константин
Великий, он освободил христиан из темниц, где они (некоторые из них были
изувечены) ожидали смерти. Мучения закончились. Но освобожденные очень
огорчились, потому что, находясь в темницах, они ожидали своей очереди на
мученичество, а теперь святой Константин Великий им все испортил. Они с
радостью ожидали мученичества, а дождались свободы. И тогда – от любви к Богу и
горевшего в них пламенного желания пострадать за Христа – они ушли из мира.
Но, конечно
же... даже страдания святых мучеников не сравнимы со страданием Господа нашего,
потому что Христос божественно помогал всем страдавшим ради Него, и боль
каждого из них услаждалась от Его великой любви. Однако по отношению к Самому Себе Христос совсем не использовал Свою божественную
силу и от многой любви к своему созданию (человеку) выстрадал Своим
чувствительным телом многую боль. Стать действительно человеком (не только
внешне, но и внутренне) можно, лишь ощутив эту любовь Христа к человеку. Иначе
ты будешь даже бесчувственнее, чем творения Божии, потому
что, почувствовав страдание Господа, померкло солнце, будучи не в силах на это
смотреть. И земля, увидев это, ужаснулась, а камни распались на части. И гробы
потряслись настолько сильно, что возбудили от сна многих давно умерших и
выпустили их вон – выразить свое несогласие с тем, как неблагодарно отнеслись
люди к Богу – своему Благодетелю и Избавителю (см. Евангелие от Матфея, 27, 45
— 54).
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№18(429)2008