Прививка
от смерти
Что такое причащение, почему оно необходимо для спасения
души.
Казалось бы,
все, что нужно для христиан, – это , жить по
евангельским заповедям, изложенным в Нагорной проповеди. Но люди, которые
только собираются жить в лоне Церкви, практически ничего не знают о том, что
Христос на Тайной вечере дал христианам еще одно важное установление –
совершать Таинство причащения. Чему же мы становимся причастны? Мы становимся
не только причастны, но и соединены с Самим Христом,
указавшим, как уже говорилось, на Тайной вечере совершенную необходимость для
всех христиан участвовать в Таинстве причащения. «Иисус
взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам,
сказал: приимите, ядите:
сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее
все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея,
26:26-28).
Во время
Тайной вечери, как в первые века христианства, так и в наше время во всех православных
храмах специальным образом подготовленные и освященные хлеб и вино
благословляются и предлагаются Богу. С просьбой, чтобы Дух Святой, как и во
время Тайной вечери, сошел на эти Святые Дары и соделал
хлеб Телом Христа, а Вино – Его кровью.
Происходит
это для нас невидимо, тайно (потому и называется это действо таинством). Но
именно под видом хлеба и вина христиане причащаются Телу и Крови Христовым.
Именно тому самому Телу, которое было распято на Кресте, и той самой Крови,
которую пролил за нас на Голгофе Спаситель. Другим образом человеку, состоящему
из плоти и крови, соединиться с Господом невозможно. Жизнь по евангельским
заповедям – только путь ко Христу, целью, смыслом христианства является Сам Христос, причастность Ему. Бог стал человеком для того,
чтобы человек стал богоподобным, – эта мысль звучит в творениях многих святых
отцов и учителей Церкви и как нельзя лучше определяет суть христианства.
Таинство
причащения также называется Таинством Евхаристии. Последнее слово в переводе с
греческого означает «благодарение». Евхаристия – благодарение Богу за Его
Святые Дары – Тело и Кровь Христову. Богослужение, за которым совершается
Таинство Евхаристии (причащения), называется Божественной Литургией, во время
нее вспоминаются этапы земной жизни Иисуса Христа. Именно это Таинство зажигает
в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, пробуждает в нем добродетели,
дотоле дремавшие, дарует силу против испытаний, исцеляет душу и тело, дает им
силу.
В размышлении
о Божественной Литургии новомученика епископа
Серафима (Звездинского) есть описание видения одного старца-подвижника,
показывающего величайшую важность для христианина причащения Святых Тайн.
Старец видел огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя
из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный
сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит
голос: «Перейди через это море». Но как перейдешь эту огненную лавину? И пока
старец размышлял, вновь послышался голос: «Возьми два крыла, которые дала
Божественная Евхаристия: одно крыло – Божественная Плоть Христова, второе крыло
– Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг; достигнуть
Царствия Небесного нельзя».
В некоторых
духовных болезнях Таинство причащения является наиболее действенным врачевством, особенно оно необходимо детям!
Архиепископ
Арсений(Чудовской) пишет:
«Постоянное причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода
человеческого ... сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах.
И он начал дело отклонения христиан от святого причащения. Из истории
христианства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем 4
раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там – во все посты, то
есть 4 раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а иные и того реже».
В современной
практике верующим принято причащаться не реже одного раза в месяц, а также в
посты, в день Ангела и день рождения. «Причащайтесь чаще, – учил старец Алексий
Мечев, – и не говорите, что недостойны.
Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что
никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на Земле есть хотя бы один человек,
достойный причащения Святых Тайн?»
Поэтому
первое и главное условие для причастия –
это желание причаститься. Остается только должным образом к нему
подготовиться.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№16(437)2008