Бедняк,
не завидуй богатому
Святитель Тихон Задонский оставил нам обширное духовное наследие. Сегодня мы печатаем его размышления о смысле жизни, о богатстве и бедности, о том, почему не следует бедняку завидовать богатым и богатству.
Тяжела
бедность! Бедняк
– это тощее растение на сухой песчаной почве, с трудом питающей и поддерживающей его. Он выбивается из сил, чтобы достать себе хлеба, одежду, заплатить за квартиру, за лечение и лекарства, дать какое-нибудь воспитание детям, обеспечить себя на старость. Когда нуждается богатый, у него много помощников; когда говорит несмысленные речи, его оправдывают... А подвергнется несчастью бедняк, его бранят; не обращают внимания, если говорит разумно. Богатый говорит, и все молчат и превозносят его речи до облаков. Говорит бедный, и все спрашивают: кто это такой?
Но бедняк поистине жалок, если думает, что благополучие заключается в одном богатстве, то есть в том, чего он не имеет. Едва ли возможно, чтобы при таком образе мыслей он не был бы озлоблен, не посматривал косо и сердито на всех и не роптал на самого Бога. В этом случае бедность ведет к греху – к одному злу прибавляется еще другое, более тяжкое и более пагубное. И на этом свете ему нехорошо жить. А между тем есть средство, при помощи которого не так тяжело было бы переносить бедность. И притом самое верное. Пусть каждый бедняк обратится всем сердцем к Господу: он найдет в Нем такое сокровенное, обладая которым, он не будет жалеть, что не имеет земных сокровищ. Пусть он ищет утешения и опоры
в слове Божием и в благодати Святого Духа, и он непременно найдет, что ищет.
По мудрому и всеблагому произволению о нас
воли
Божией одни бывают богаты, другие бедны, одним все на свете удается, у других, за что ни возьмутся, ничто не спорится. И к богатым, и к бедным Господь одинаково милосерден. Одних он ведет к спасению путем богатства, других – путем бедности. К утешению бедняка в Священном Писании встречается весьма много относящихся к нему изречений. Не утешительно ли для тебя, бедняк, читать в Писании, что ты дорог перед очами Господа. Что Он слышит вопль твой и не забывает его, что горе тому, кто притесняет тебя и повинен в крови
твоей
(см.
Псалтирь 9 – 11,13, 35), что лучше быть бедным, но благочестивым, чем богатым, но развращенным (см. Пс. 2,7 – 8). Можно ли с большей трогательностью изобразить любовь к тебе Божию? Помышляй об этом чаще, и ты обретёшь утешение.
Даже
помысли о том, что Единородный Сын Бога Отца жил на земле в бедности и уничижении. Не в великолепных палатах родился Он, а в убогом вертепе – пристанище для бессловесных животных. И вся жизнь Его протекала в убожестве. Чаще вспоминай обнищавшего ради нас Господа, и тебе не так горько будет терпеть твою нищету. Знай, что нищие мира первыми сподобились быть наследниками Царствия Христова.
Жалуются бедняки на
свою
бедность, а не
обращают внимания на то, от каких соблазнов и искушений она их предохраняет. Спаситель недаром сравнивал богатство с терниями, в которых глохнет доброе семя. В деньгах есть некая могущественная сила, которая привязывает к ним сердце невидимой сетью и не дает человеку свободы заняться молитвой, благочестивыми размышлениями о Боге, о душе, о Вечности. Грустно смотрит на свет Божий бедняк, но не всегда весел и богач. Сердце его полно забот и беспокойства о сохранении нажитого, о расширении выгодных оборотов капитала, опасениями разных потерь и убытков. Эти заботы и опасения отнимают у богача сон и аппетит и делают его крайне скучным и раздражительным. Благодари, бедняк, Господа, что поставил тебя вдали от этих искушений. В твоем сердце, не знающем тревог обладания богатством, гораздо больше места для Иисуса Христа – бесценного сокровища, чем в сердце иного богача, занятом одними земными сокровищами. Посему сам Господь Иисус дал понять, что бедняку легче достигнуть Царствия Небесного, чем богачу, когда сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 25).
Не завидуй трапезе богатого, уставленной множеством яств и напитков: кусок черствого хлеба и ковш чистой воды может быть гораздо вкуснее бедному, утомленному трудами, чем обилие и разнообразие блюд тому, кто утратил аппетит от привычки к невоздержанию, к жизни праздной. Не завидуй великолепной обстановке в чертогах богача. Знай, что и там живет скука, если в душе царит пустота. Знай, что и на великолепном ложе может томить человека бессонница, тогда как бедняк может сладко заснуть на голой доске.
Мы жалуемся иногда на бедность, на лишения, на болезни, на несправедливости людские и т. п. Но рассудите: и бедняк, и богач равно истлевают в могиле. Правда, одного положили в золоченый, другого в простой гроб. Над одним поставили пышный мавзолей, над другим деревянный крест некрашеный или и тот поставить было не на что. Но ведь и того, и другого один и тот же гложет червь, и так же оба сделаются прахом. Но ведь и тот и другой равно будут лежать, и ждать всеобщего воскресения; а там не спросят: кто, как прибыл на кладбище, в каком истлел гробу и под каким памятником.
Роскошь, скупость, ложь и гордость много с собой
вводят
беззаконий и лишают
христианина истинного христианства. Посему богатство, Божие добро, безрассудному богачу бывает, как безумному меч, которым сам себя погубляет. Нищий же не готовит ответа перед Богом за расточение богатства, за что богатые будут истязаться. Видишь, от скольких зол и бед освобождает тебя нищета! Посему да будет нищета твоя в утешение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, страха, зависти людской, праздности, лености, изнеженности и прочих душевных зол и возводит тебя на путь христианский тесный и руководствует к небеси.
Прими сие в" рассуждение, христианин, и нищеты
не бойся. Ибо она за тебя, а не против тебя. Помни, что ты странник и пришелец в мире сем, путник на пути мира сего и идешь к небесному Отечеству. Кто же в странствовании обогащается? Христианское отечество есть Небо: там сокрывать себе сокровище велел Христос – любовь, кротость, терпение, милосердие. Богатство же есть бремя для человека, идущего по пути мира сего; оно мешает ему в пути, удерживает его и не допускает стремиться к небесному Отечеству. Сколь многих это бремя не допустило до неба и повергло во
дно адово. Скоро кончаются и богатых довольство и утеха, и нищих скудость и скорбь: всему скоро будет конец. Рассуждай же обо всем вышеописанном и не скучай своей нищетой, которая делает тебе более добра, нежели богатым богатство. Сие утешение не приличествует тем нищим, которые без страха Божия живут, пьянствуют, не хотят работать и в праздности дни проводят: таковые нищие телом, и душою нищи суть и здесь, и в оном веке будут нищи, если не покаются.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№12(433)2008