Крестом
и булатом
Еще с первых веков христианства на Руси начал
формироваться союз служителей веры и армии. И не случайно русское воинство
именовали не иначе как святой доблестной ратью. А среди святых Православной
Церкви целый сонм воинов — Феодор Стратилат, Димитрий Солунский, покровитель
русского воинства Георгий Победоносец, князья-страстотерпцы Борис и Глеб,
великие русские полководцы благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, святой праведный адмирал Феодор Ушаков,
монахи Пересвет, Ослябя и
другие.
Подступы к
городам от вражеских набегов защищали и монастыри. Достаточно назвать в этой
связи знаменитую оборону Троице-Сергиевой лавры от
поляков в начале XVII века. Русские дружины шли в бой с благословения Церкви,
под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Связь Церкви и армии
была органичной. Русский публицист и философ С. Н. Булгаков писал: «Русское воинство держалось двумя силами:
железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да
верой. Верой, которая давала ему возможность воевать не за страх, а за
совесть».
«Воины, вот пришел час, который решит судьбу
Отечества, – обратился к своему войску Петр I накануне Полтавской битвы. – Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь
за Петра. но за государство,
Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и
Церковь».
Император
прекрасно понимал значение состояния духа в войсках, и именно он ввел в армии
институт военного духовенства. По воинскому уставу 1716 года при каждом полку
должен был состоять священник, а указом 1719 года монаршей волей повелено было на флоте иметь на каждом корабле по одному
иеромонаху (священнику, принявшему монашеский постриг). С тех пор священники
были со своей паствой не только в храмах, но и в боях и походах, разделяя с солдатами
и офицерами все тяготы войны, благословляли на подвиг храбрецов, воодушевляли малодушных, утешали раненых, напутствовали умирающих,
провожали в последний путь убитых.
Надо
заметить, что при русских войсках и военных учреждениях состояли также римско-католические
капелланы и лютеранские дивизионные проповедники, в ведении военного
министерства в ряде регионов состояло магометанское духовенство.
К
православным же военным священникам изначально предъявлялись повышенные
требования, и далеко не каждый священник мог нести пастырское служение в армии.
«Полковой священник, – писал
исследователь военного священства в России XIX века Н. Невзоров,
– должен запастись самоотвержением,
чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь
Божию и свои собственные силы, вдохнуть в нее
патриотический героизм к Царю и Отечеству». Известно немало подвигов,
совершенных священниками во время Русско-японской и Первой
мировой войн. Во время последней – роль военного духовенства
была особенно велика и показательна.
Так,
Всероссийский съезд военного и морского духовенства, Священный Синод призвали
монастыри, церкви и всю православную паству к пожертвованиям на врачевание
раненых, оказание помощи солдатским семьям. Монастырям, общинам и всем духовным
учреждениям было положено подготовить под лазареты все подходящие помещения.
Все женские обители призывались к подготовке способных сиделок для ухода за
ранеными в госпиталях. Когда того требовала обстановка, пастырь всегда
находился на передовой, в цепи наступающих подразделений или окопах
обороняющихся. Большая часть военных священников полегла на полях сражений Первой мировой.
В прошлом
году Главная военная Прокуратура России направила в Министерство обороны и
Федеральное Собрание РФ проект закона о военном духовенстве. Этот документ
предусматривает восстановление в наших Вооруженных силах института военного
духовенства. По словам главного военного прокурора генерал-полковника юстиции
Александра Савенкова, целью такой меры является «повышение нравственного, культурного воспитания военнослужащих и
борьба с неуставными отношениями в армии – дедовщиной». Законопроект пока
находится на стадии обсуждения и доработки, однако, скорее всего, ему суждено
стать полноценным законом: встречаясь с ветеранами войны, Президент России В.
В. Путин поддержал идею восстановления института военного духовенства. «Государство должно обеспечить отправление
религиозного культа тем, кто это хочет делать. Для решения этого вопроса можно
использовать и зарубежный опыт, и вспомнить наш опыт, который был неплохим и
всегда эффективно работал», – сказал президент.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№10(431)2008