Урожай
растим с молитвой
15 февраля –
Сретение Господа нашего Иисуса Христа (встреча Богомладенца
Христа с праведным Симеоном Богоприимцем).
Редакция газеты поздравляет читателей с этим праздником. Желаем
и вам, дорогие читатели, сподобиться (кто не сподобился) главной встречи жизни
– встречи (сретения) с Господом, Божией Матерью и всеми святыми нашей
Православной Церкви.
Из Священного
Писания мы знаем, что Господь заповедал человеку питаться от дел рук своих. И в
Библии повествуется о многих случаях помощи Божией земледельцам. Во все времена
Церковь более чем любое другое занятие благословляла крестьянский труд и
всемерно помогала труженику в его повседневных делах.
...Целую ночь
трудились рыбаки и ничего не поймали. Но когда Господь вошел в их лодку и после
проповеди велел забросить сеть, было поймано рыбы столько, что вытащить не
могли, и сеть прорывалась (Евангелие от Луки, 5:5 - 6). Это образ всякого труда
без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока человек трудится один и хочет
чего-то добиться только своими силами, все валится у него из рук. Когда же
снизойдет на него благословение Божие, любое дело
спорится. Это и есть главный «агрономический секрет», который использовали в
своих повседневных трудах наши благочестивые предки. Их опытом грех не
воспользоваться и нам, современникам XXI века.
О том, как
нужно молиться об урожае, как связаны между собой духовная жизнь человека и его
земное благополучие, наш корреспондент беседовал с настоятелем храма святителя
Николая Чудотворца в Ахунах протоиереем Николаем
Тищенко (на фото).
— Отец Николай, если до революции любой крестьянин знал,
что и в каких случаях ему должно делать,
как молиться, призывая помощь Божию, то теперь
эти знания во многом утрачены. Хуже того, сознание людей извращено до такой
степени, что по знакам зодиака уже не только сеют семена, но и уничтожают
сорняки, поливают огород и даже... убирают дом и стирают белье. Целые страницы
газет отводят под эту языческую белиберду. И люди
верят! А как поступали наши благочестивые прадеды и прабабушки?
— Издревле на
Руси люди все делали с молитвой и по благословению Церкви. Они обращались к
Богу в начале трудового дня, и после работы. Есть особая молитва на призывание Духа Святого на всякий полезный труд – «Царю
Небесный...», с нее и надо начинать любое дело. Ваш дом или квартира, а также
участок должны быть обязательно освящены священником. Если же у вас нет такой
возможности (например, у вас дача далеко за городом), то можно освятить свой участок
самостоятельно (тексты этой и других молитв мы будем публиковать с этого номера
в нашей газете - Прим, ред.).
Обязательным условием для православного христианина также является и освящение
семян, огорода перед посадкой картофеля, других культур, есть молитвы, которые
читаются перед посадкой садовых деревьев, винограда, даже есть молитвы против
вредителей. Разумеется, результат зависит, прежде всего, от веры просящего, от
его образа жизни. Если человек живет, не помня о Боге, делает все наперекор Его
заповедям, весьма маловероятно, что прошение исполнится. Это, к примеру, как
ситуация между родителями и детьми. Если сын или дочь постоянно нарушают волю
отца, дерзит, грубит, то едва ли у родителей возникнет желание сделать детям
дорогой подарок (если, конечно, речь не идет о слепой любви). Родители
обязательно попытаются для начала утвердить свое чадо в послушании, в уважении
к отцу и матери и только потом выполнят просьбу детей. То же самое и в
отношениях между человеком и Богом. Чем сильнее будут вера в Него, почтение к
Нему, тем ощутимее и значительнее будет и помощь.
Но есть здесь
и одно «но». Ведь Господь не только помогает нам по жизни, но часто и
испытывает наше смирение и терпение, чтобы мы не возносились. И все же по своим
наблюдениям (а я в свое время, когда служил на сельском приходе, тоже занимался
огородничеством) могу твердо сказать: с молитвой урожай выше.
– А можете привести конкретные примеры?
Расскажу об
одном таком случае, причем курьезном. Когда служил в сельском приходе, как-то
перед посадкой стал освящать семена картофеля. За этим очень внимательно
наблюдали соседи, искренне недоумевая, зачем это я картошку святой водой
кроплю. После этого я пошел на огород, окропил и его, прочитал молитву на
начало посевных работ, после чего посадил картофель. Кстати сказать, сделал это
из-за занятости в приходе на две недели позже, чем остальные сельчане. И что
же? Всходы на моем участке появились раньше, чем на других картофельных полях!
И знаете, что обо мне стали говорить? Поп – колдун! Вот такая логика: раз у
меня растет лучше, значит, колдую.
В общем, и
смех и грех. Дальше – больше. Перед тем как начать копать картошку, прочитал
молитву на сбор урожая и взялся за лопату. Вскоре сам удивился: урожай
картофеля оказался очень хорошим. Я такого просто не ожидал. Увидев это, люди
на следующий год уже приходили ко мне и звали: «Батюшка, пойдем и нам освящать
огороды».
В один год
колорадского жука особенно много было, народ опять просит, мол, батюшка, давай
молиться. Что ж, отслужили водосвятный молебен и
пошли кропить огороды с молитвами. Так вот, где водой покропили, жука после
было на порядок меньше, чем на тех участках, которые остались без освящения.
– А как церковь относится к ядохимикатам, ведь тем же
монахам запрещено уничтожать даже насекомых? Я знаю, что сестры Наровчатского Троице-Сканова монастыря, даже если мышку поймают, сажают в
банку, а после выпускают ее где-нибудь за речкой, подальше от монастыря.
Надо понять,
что и колорадский жук, и другие вредители, и стихийные бедствия попускаются нам
по грехам нашим. Вот как описывает сельский священник конца XIX века покаянную
обстановку, в которой совершались молебны по случаю долгого бездождия. «Что вы
собрались делать, христиане? – обращается он к народу. – Идти на свои поля и
просить милости у Бога? Но стоите ли вы этой милости? Не вы ли недавно
бесчинствовали и пили целые недели без просыпу? Я вас просил – вы смеялись, я
вас молил – вы бесчинствовали, я вам указывал на Бога – вы отворачивались от
Его лика. Теперь Бог отворотился от преступных лиц ваших и наказует
вас достойно и праведно».
И тронутый
этими словами народ как один сноп повалился на землю и встал на колени перед
поднятыми иконами. И после молебна пошел дождь, а народ плакал и радовался:
«Слава Тебе, Создателю, услышавшему нашу грешную молитву!»
Что же
касается химических препаратов, то и здесь все зависит от веры людей. Наши
грехи, наши сомнения зачастую препятствуют нашей молитве «быть услышанной»
Господом.
– Отец Николай, как известно, по церковному уставу до
Преображения Господня нельзя вкушать яблок нового урожая. Но сейчас у
большинства садоводов есть яблони, плоды которых созревают уже в июле. Как
быть, ведь выбрасывать урожай тоже грех?
Поначалу, в
древней христианской Церкви, до Преображения Господня нельзя было вкушать
виноград, но поскольку в наших широтах он не произрастал, то этот запрет стал
распространяться на яблоки. Яблоко в данном случае служило и напоминанием о
первородном грехе наших прародителей Адама и Евы, вкусивших до времени плоды с
древа познания. Заметьте, Господь не вообще запретил
есть этот плод, Он лишь предупредил Адама и Еву, что время познать его вкус еще
не пришло. Что ж касается ранних яблок, то можно приготовить из них сухофрукты,
соки, консервы.
— А можно ли до Преображения Господня
(Яблочного Спаса) употреблять, кроме, разумеется, яблок и винограда, другие
фрукты – груши, сливу, алычу?
Можно. Но при
этом нужно помнить об одном благочестивом обычае, напоминающем опять-таки, что
в отношениях с Богом очень важно не забывать благодарить Его. Наши благочестивые
предки приносили все первые плоды и овощи в Церковь. Священник читает над ними
молитву на освящение новых плодов, кропит их святой водой, и после этого их
можно есть. Они принесут очевидную пользу не только нашему телу, но и душе, ибо
на них есть частичка той благодати, которую призывает молитва священника. Надо
ли говорить, что благодарный человек везде получает от Бога награду большую,
чем неблагодарный.
Можно
оставить часть принесенных плодов и овощей нового урожая в храме возле кануна –
места поминовения усопших, поскольку милостыня, принесенная на помин их души,
помогает умершим в их загробной жизни.
– В какие дни нельзя заниматься сельхозработами?
В дни
церковных праздников, воскресные дни и дни памяти особо почитаемых святых,
например, на Рождество Иоанна Крестителя, день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, зимний и весенний
дни памяти святителя Николая Чудотворца. С большим благоговением на Руси
земледельцы относились к празднику ветхозаветного Ильи-пророка (память 20 июля,
по новому стилю – 2 августа), который считается покровителем плодородия и
урожая. В Ильин день в церквах и часовнях совершались молебны, посвященные
этому святому. Обычно, услышав гром, крестьяне говорили:«Илья-пророк
по небу на колеснице ездит». Соблюдая этот праздник и опасаясь, что Илья-пророк
накажет тех, кто не чтит его память, люди в этот день ни в коем случае не
работали и сами жестоко наказывали тех, кто не подчинялся этому правилу.
Запрет на работы
вступает в силу накануне праздника, то есть со времени начала вечернего
богослужения в храмах. Разумеется, даже в праздники не возбраняется заниматься
неотложными делами – кормить скот, ухаживать за ним, топить печь – то есть теми
работами, которые нельзя сделать заранее или отложить на следующий день. Есть и
исключение: в сенокосную пору, в праздники, воскресные дни, если стоит погожая
погода, разрешается после обеда идти на покос. Но в первой половине дня надо
обязательно пойти на богослужение, чтобы помолиться, поблагодарить Бога за
хорошую погоду и испросить помощи.
– И последний вопрос, отец Николай. Как быть тем людям,
которые все дни недели заняты на основной работе и только в воскресенье могут
поработать на даче?
Здесь уж
выбор за человеком. Во всяком случае, прочитайте с утра все утренние молитвы и
только тогда, испросив у Бога прощения, приступайте к работе. А на ближайшей
исповеди надо покаяться в этом грехе. Хотя, по правде сказать, при желании
можно всегда сделать свои дела вовремя. Сейчас многие все больше времени диван
давят у телевизора. Кстати, во многих городских храмах по воскресеньям служат
две литургии – раннюю и позднюю. Ранняя литургия заканчивается рано, поэтому
остальное время дня вы вполне можете посвятить даче.
Впрочем, и
запрет на работу в православный праздник вовсе не означает, что надо пролежать
весь день у телевизора. Праздник нужно посвятить Богу: принять участие в
богослужении, проведать больных, уделить время духовному чтению и т. д. Ну и уж
конечно, тяжкий грех совершают те, кто превращает христианский праздник в
попойку. Это даже больший грех, чем работа в такие дни.
Беседовал В.
НИКОЛАЕВ.
Б№8(429)2008
Молитва
на освящение семян для посева
Господи
Боже наш, от пречистыя и пребогатыя
длани Твоея, предлежащее пред очима
Твоима семе» подаяние принесохом,
Владыко, и сему тебе вручитися
молимся: не бо смеяхом в
бездушных земли недрех заключити
сия, аще не воззрим на повеление Твоего
Величества, повелевающее родити и прозябати
земли, и дати семена сеющему и хлеб в снедь.
И
ныне молимся Тебе, Боже наш, услыши ны молящиеся Тебе, и отверзи нам сокровище Твое великое, и благое, и небесное, и излей благословение
твое, донележе удовлимся по
неложным Твоим обещанием: и отжени от нас вся
снедающая плод наш земный, и всякое наказание
праведно проводимое на ны, грех ради наших: и богатая
Твоя щедроты ниспосли на все люди Твоя, благодатию и человеколюбием единородного
Твоего Сына, с Нимже благословен еси, и с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(После сего семена трижды окропляются святой водой).