Возрождение святой Канавки
175 лет назад (15 января 1833 года) отошел ко
Господу преподобный Серафим Саровский, дивный Божий
угодник, великий подвижник Русской Православной Церкви.
«…В прошлом году от
завода я с внуком ездила в Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский
монастырь. Поездка была изумительной, но, к сожалению, осталось много вопросов,
на которые я не знаю ответа. А подсказать тогда было некому. Например, услышала
в Дивееве о березке, на которой якобы вырос нарост в
виде медвежьей морды; есть там святая Канавка – почему
по ней нужно проходить обязательно с молитвой Богородице и обязательно босиком?
Внук меня тоже об этом спрашивает, но я объяснить ему не могу. Если можно,
расскажите и о Канавке, и о березке….»
С уважением, С. М.
Красильникова. Пенза.
По предсказанию основателя обители
преподобного Серафима Саровского, Дивеево
станет последним оплотом Православия перед концом света. Это четвертый удел
Пресвятой Богородицы, Которая каждый день незримо проходит по святой Канавке,
которую заповедал отрыть преподобный Серафим дивеевским
инокиням и послушницам – три аршина шириной, три глубиной, да вал земляной
такой же насыпать – в три аршина. Сия восьмиметровая граница и будет
непреодолимой преградой для антихриста.
Сестры отрывали Канавку в 1829 –
1830 годах, только, увы, рвения в этом богоугодном деле не проявили. Одна из
инокинь, выйдя ночью из кельи, увидела, что сам батюшка Серафим в своем белом
балахоне копает Канавку. Подняла она всех сестер, которые побежали к старцу и,
упав в ноги, слезно просили прощение за свое нерадение. А когда подняли к нему
свои головы, увидели только лопату и мотыжку на
вскопанной земле. Ушел батюшка. Но не обиделся. Лишь торопил сестер. Хотел,
предчувствуя свою кончину, чтобы Канавка к этому времени была готова.
И работа не прекращалась даже в
самые лютые морозы. От ударов топоров, ломов искры летели от промерзшей земли.
Но, к сожалению, Канавка вышла не такой, как благословил ее обустроить святой
старец, – глубина ее была – где в два, а где и в один аршин – чуть более
семидесяти сантиметров. А после блаженной кончины преподобного
Канавка и вовсе стала обсыпаться. Ее восстановили только в конце XIX века, в
период нового расцвета обители. Но... Прозревая будущее, преподобный Серафим
предупредил: «До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и
страшная революция в России, превышающая всяческое воображение человеческое,
ибо кровопролитие будет ужаснейшее... Бунты Разинский,
Пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с
Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление
церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и
разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь
помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...»
Пострадала после революции и Дивеевская обитель, а в святую Канавку по распоряжению
властей стали сбрасывать нечистоты. Люди поначалу остерегались творить
святотатство, но после привыкли. Когда в 90-х годах минувшего века монастырь
вернули Церкви и Канавку стали восстанавливать, по ней через каждые 15 — 20 метров зияли люки, под
которыми булькала зловонная жижа. Здесь проходили трубы «системы
жизнеобеспечения» – фекальная канализация. Отходами плоти пытались осквернить
родники духа. Тут же, на могилах монастырского кладбища, была возведена школа.
Вот так, на монашеских костях, дети постигали школьную науку, устраивали
дискотеки, выпускные балы. Какой же страшный грех лежит на целых поколениях
наших людей!
Чтобы подобное святотатство не
повторялось более в нашей истории, чтобы вывести страну не только из
экономического, но и в первую очередь из духовного кризиса, необходимо
возрождать веру, пробуждать в людях это святое чувство, нужно как можно скорее
вводить в школах уроки православной культуры. И именно прекрасно понимая это,
враги нашего возрождения лишают наших детей нравственного образования. Такой
визг либеральный идет по поводу толерантности, насаждения клерикализма и защиты
религиозных меньшинств, что хоть святых выноси! А тем временем большинство
наших людей, крещенных в Православии, не могут дать своим детям и внукам
элементарных знаний о своей вере, о ее истории, ее великих святых именах...
Уже в конце советских времен дивеевские власти дали указания выкорчевать старую березу,
на которой образовался нарост в виде медвежьей головы. Православные люди видели
в этом напоминание о мишке, которого приручил, проживая в своей келье,
преподобный Серафим... Надо сказать, что к келье духоносного
старца, как к святому Власию, приходили разные звери
и даже приползали змеи, и он выходил к ним и питал их от своего скудного стола.
Но особенно умилительное воспоминание оставил Саровский
инок Петр, увидевший и рассказавший, как отец Серафим, сидя на колоде, кормил
сухарями стоящего перед ним медведя.… А на срезе спиленной толстой ветки березы
явственно отобразился контур Богородицы и Младенца. Нет, не случайно батюшка
Серафим говорил, что Дивеевский монастырь будет
называться не от села Дивеево, а от слова «диво». Вот
и березку так и не удалось выкорчевать – стальной зуб ковша экскаватора
сломался, как иголка, да так и остался под корнем дерева. В назидание тем, у
кого возникает зуд «корчевать» нашу святую веру и предавать поруганию наши
святыни.
Не хватит и целой газеты, чтобы
рассказать о том, сколько трудов понадобилось, чтобы не только возродить Серафимо-Дивеевскую обитель, но и сделать ее еще
прекраснее, чем в ее лучшие былые годы. Сегодняшняя Канавка – это высокий
крепостной вал, по гребню которого и проходит дорожка. По возрожденной с 1992
года традиции, по ней ежедневно после вечернего богослужения сестры монастыря
совершают крестный ход с иконой Божией Матери
«Умиление» (перед этим образом во время коленопреклоненной молитвы батюшка
Серафим отошел ко Господу). Весь день на Канавке в
напряженном молчании шествуют паломники, выполняя заповедь святого Серафима:
«Кто по этой Канавке пройдет и 150 «Богородиц» прочитает, тому здесь и
Иерусалим, и Афон, и Киев». Читают молитву Пресвятой Богородице кто по памяти,
кто по бумажке, считают – кто на пальцах, кто на четках. Кто-то идет,
разувшись, полагая, видимо, что тем самым получит больше благодати, чем в обуви
– абсолютно ненужное рвение, если, конечно, вы не натрудили или не натерли
ноги, своего рода суеверие. В храме ведь босыми не стоим. Надо просто понять,
что прохождение по Канавке и чтение «Богородице Дево,
радуйся!» вызывает особый молитвенный дух, настрой, позволяющий человеку хотя
бы на малое время отрешиться от повседневной суеты и погрузиться в так
называемую внутреннюю молитву. В такой молитве практически всю свою жизнь
проводят монашествующие. А величайшие из них, среди которых и преподобный Серафим
Саровский, достигают молитвы благодатной, когда их
дух растаивает и всецело погружается в Дух Божий.
Что ж, далеко не всем из нас
доведется побывать на Святой земле, Афоне, заграничной, увы, стала и Киево-Печерская лавра. А Дивеево
– оно здесь, в самом центре России, всегда с нами! Уже в начале XIX века
батюшка Серафим прозрел все наши беды, немощи и даже материальные трудности и
чудесным образом побеспокоился о нас, основав чудную обитель.
Возродилась святая Канавка –
возродилась и обитель. Даст Бог, воскреснет и Россия-крестоносица.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№4(425)2008