Нетленное сокровище (Окончание)
Надо заметить, что
создать идеально точный календарь исчисления года вообще невозможно, ибо он
всегда будет иметь отклонения от определенных астрономических параметров,
например от положения Солнца, Луны, звезд, времени оборота Земли и т. д.
Поэтому качество календаря зависит от того, насколько велики или незначительны
эти отклонения.
Юлианский календарь, со|зданный учеными Александрии,
также не был лишен недостатков. Это проявлялось в том, что одно и то же
положение Солнца, например время весеннего равноденствия, постепенно сдвигается
на все более ранние дни. К концу XVI века эта разница достигла 10 суток.
Обстоятельство это и подвигло главу католиков папу Римского Григория XIII,
(католическая церковь отпала от Единой Святой Соборной и Апостольской Церквей
еще в 1054 году) провести календарную реформу. Заключалась она в том, что папа
«ничтоже сумняшеся» просто вырезал эти 10 дней из
календаря. Согласно его булле (указу) в 1582 году после 4 октября сразу
наступало 15-е. Вместе с «лишними» днями выпали и дни памяти святых, что стало
откровенным кощунством. Что ж, таковыми оказываются масштабы гордыни тех, кто
считает себя вправе распоряжаться временем, которое подвластно только Богу.
Защитникам григорианского календаря
следует также напомнить, что назван он именем, пожалуй, самого кровавого папы,
который начал свое правление с организации Варфоломеевской ночи, в течение
которой только в Париже были вырезаны тысячи гугенотов (протестантов) и их
дети. Григорий ХIII принял голову вождя гугенотов как
символ победы католицизма, позже он помогал Филиппу Испанскому утопить в крови
восстание в Нидерландах, опасаясь, что власть в этой стране перейдет к
протестантам. Именно этот папа заложил на Западной Украине основы унии через
привлечение православных в католические семинарии, которыми руководили иезуиты.
Впоследствии это привело к религиозному расколу на западно-украинских землях,
последствия которого не удалось уврачевать и поныне.
Но вернемся к григорианскому
календарю, который по приказу Григория XIII был разработан ученым из Перуджи Луиджи Лилео. При очевидных достоинствах недостатков у него с
астрономической точки зрения было гораздо больше, нежели у
юлианского. Так, григорианские даты на рубеже столетий стали уходить вперед на
целые сутки. И неудивительно, что сразу после введения календаря против него
выступили многие знаменитые ученые, причем внутри самого католического мира.
Среди них – отец современной алгебры Виет, основоположник хронологии Скалигер,
а так же великий польский астроном Николай Коперник, имевший, к слову, духовный
сан. (Подробно о недостатках этого календаря можно прочесть в специальной
литературе). Поэтому Римский папа, дабы в одночасье пресечь возражения против
своего детища, пригрозил отлучением от церкви противникам реформы, которой сам
был несказанно горд. Он даже повелел отчеканить медаль в честь нового
календаря, а по сути, в честь себя несравненного. На
лицевой стороне медали его профиль опоясывала хвастливая надпись на латыни:
«Григорий XIII – наилучший верховный жрец». (Католические папы действительно
присвоили себе титул «понтифекс максимус»,
употреблявшийся еще в языческом Риме для обозначения верховного жреца).
Но, как говорится, было гладко на
бумаге, да забыли про овраги. Добившись на долгое время совпадения первичной
точки отсчета в своей Пасхалии – даты 21 марта с астрономическим
равноденствием, апологеты нового стиля создали такое положение, когда очень
часто день их католической Пасхи не только совпадает, но нередко и опережает
Пасху иудейскую! А это, как уже говорилось, противоречит не только Священному
Преданию отцов Вселенского Собора, но и Евангелию, ибо Воскресение Спасителя
произошло ни до, ни во время, а после (!) Пасхи иудейской. Уже только поэтому
наша Церковь не согласится перейти на григорианский календарь и принять столь
вопиющие отклонения, как бы ее ни склоняли к этому различные западострадатели или люди, просто не осведомленные в сути
дела. Вот что писал по этому поводу на рубеже XIX – XX веков видный русский
астроном профессор Е. А. Предтеченский: «Позднейшая римская
Пасхалия, принятая теперь Западной Церковью, является по сравнению с
Александрийской (одно из названий православной Пасхалии. – Прим. авт.) до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что
напоминает убогую лубочную картину рядом с художественным изображением того же
самого предмета. При всем том эта страшно сложная и неуклюжая машина не
достигает еще и предположенной цели».
И последнее. Истинность определения
дня Пасхи с помощью православной Пасхалии уже много веков ежегодно
подтверждается дивным знамением Небес – сошествием Благодатного Огня на Гроб
Господень в Иерусалиме. Он сходит в канун Светлого Христова Воскресения –
исключительно на Пасху православную! Это чудо из чудес могут с помощью
телевидения наблюдать теперь сотни
миллионов людей.
Так что не только Пасху, но и
предстоящее Рождество Христово в России будут отмечать по своему родному
календарю, этому поистине нетленному сокровищу православных христиан. В свое
время о нем прекрасные слова сказал выдающийся русский церковный деятель и
богослов, профессор В. В. Болотов: «Думаю, что
культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в
жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение
от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю».
В. НИКОЛАЕВ.
Б№2(423)2008