Нетленное сокровище
В преддверии
новогодних и рождественских праздников «прозападно озабоченные» СМИ в очередной
раз упрекают православных христиан в «косности», «отсталости» и нежелании идти в
ногу со всем «цивилизованным миром», в частности отмечать Рождество Христово,
Пасху, другие праздники по гражданскому (светскому, григорианскому) календарю.
Так что в очередной раз приходится возвращаться к календарному вопросу и
говорить о том, почему Православная Церковь вот уже более двух тысяч лет живет
и несет свое благодатное служение по юлианскому календарю. Чтобы понять это,
нужно обратиться к истории возникновения рассматриваемых календарей.
Как известно, юлианский календарь
был создан знаменитыми математиками древней Александрии и назван так по имени
Юлия Цезаря, который ввел его в Римской империи. В 312 году от Рождества
Христова император Константин Великий (см. фото) объявил христианство
государственной религией, а действовавший уже много веков в государстве
юлианский календарь стал основой церковного православного календаря, по
которому и поныне живут Русская Православная Церковь, а также многие другие
православные поместные Церкви.
Церковным же юлианский календарь
стал с включением в него Месяцеслова дней памяти святых. Праздников, из которых
одни неподвижные, (отмечаемые каждый год в один день), а другие подвижные,
отмечаемые каждый год в разные дни и даже месяцы. Самый важный из них – Пасха,
Светлое Христово Воскресение, от которого и отсчитываются все остальные
подвижные праздники (Вознесение, День Святой Троицы, начало Петрова поста и
др.).
Собственно, и весь ход богослужений
года зависит от дня Пасхи. Определяется же этот день по строгим и точным
правилам, утвержденным в 325 году Первым Вселенским
Собором (собрание епископов и других священнослужителей для обсуждения и
принятия силой их разума и внушением Святого Духа важнейших и неотложных для
Церкви решений).
Возникает вопрос: а зачем вообще
исчислять дату Пасхи? Не проще ли просто взять день, когда Спаситель воскрес, и
отмечать его незыблемо каждый год. К сожалению, сделать это невозможно по
многим причинам. Во-первых, в Римской империи ни день крестной смерти Иисуса
Христа, ни тем более день Его Воскресения не был точно отмечен по юлианскому
календарю, хотя в тот период Палестина и была провинцией Рима. Не отмечен он
хотя бы потому, что, даже, несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев
Воскресения, римляне не поверили этому событию. Для них это был просто
занимательный факт. А во-вторых, вряд ли можно было рассчитывать на точные
указания в древнеиудейских источниках, ведь
большинство представителей этого народа не только не приняли Христа, но и
обрекли Его на распятие и в дальнейшем враждебно относились к христианам.
С достаточной достоверностью
определить этот день можно, лишь обратившись к евангельской истории и истории
Палестины, где во времена земной жизни Иисуса параллельно с юлианским
календарем местными жителями использовался и лунно-солнечный календарь. Именно
по нему древние иудеи исчисляли свою ветхозаветную
Пасху (память об избавлении евреев из египетского плена). А Евангелие
свидетельствует, что с этой ветхозаветной Пасхой неразрывно связаны страдания
Господа, Его крестная смерть и Воскресение из мертвых. Иудейская Пасха
отмечалась весной и только (за редкими исключениями) в полнолуние. Учитывая эти
и другие обстоятельства, упомянутый Вселенский Собор определил свод приемов, с
помощью которых исчисляется Пасха.
Они таковы: праздновать Великий день
надлежит непременно весной, после первого весеннего полнолуния в ближайшее к
нему воскресенье. Другое обязательное условие – Пасха христианская должна
обязательно наступать только после Пасхи иудейской. В этом правиле нет никакой
вражды к евреям. Это просто соблюдение исторической правды: Иисус воскрес не
до, не во время, а именно после Пасхи иудеев. На Соборе было уточнено и понятие
о дате наступления весны. Самым постоянным и надежным признаком весны является
день весеннего равноденствия, когда Солнце восходит точно на востоке и заходит
точно на западе. Во времена Собора равноденствие приходилось на 21 марта по
юлианскому календарю. Этот день и был принят отцами Собора как расчетный для
определения весны. С установлением исходной точки отсчета стало возможным в
любом году определять даты полнолуний вблизи 21 марта и выбирать из них те,
которые будут в ближайшие после этого дня или (в некоторые годы)совпадать с ним.
Вот, собственно, коротко о принципах
православной Пасхалии. Раньше всего она отмечается в такой год, когда
полнолуние наступает 21 марта, причем этот день оказывается субботой. Если же
полнолуние наступит 20 марта, то есть не является пасхальным, придется ждать
без малого месяц (28 дней) до очередного полнолуния и наступления Пасхи,
которую в народе называют поздней. Так, в XX веке самая ранняя Пасха была в
1915 году, а в нынешнем веке мы встретим ее совсем скоро – в 2010 году. А вот самую позднюю – аж в 2078 году.
(Окончание следует).
На фото -
Константин Великий
В. НИКОЛАЕВ.
Б№1(422)2008