В волчьем капкане
В прошлом номере нашей
газеты было рассказано о печальной участи отпавших от Церкви людей, добровольно
заточивших себя и своих детей в пещере и пригрозивших взорвать ее, если их
попытаются извлечь на белый свет. Духовный учитель, вернее, лжеучитель
сидельцев Петр Кузнецов сейчас находится в областной психиатрической больнице.
Однако умопомрачение этого человека простирается далеко «за рамки» медицинского
диагноза и на языке Церкви называется прелестью, прельщением человека духами
злобы. Об этом духовном недуге пишет в своей книге «Модернизм и христианство»
известный православный богослов и проповедник архимандрит Рафаил (Карелин).
Прочитав эти строки (мы печатаем их ниже), читатель увидит духовный портрет
Петра Кузнецова (или схимонаха Максима, как он себя называет) и последователей
его лжеучения
Этимологически славянское слово «прелесть» состоит из корня
«лесть», то есть ложь, обман и заблуждение, и приставки «пре-,
которая усиливает и увеличивает действие или
качество. Значит, прелесть – это особо
опасное, особо страшное заблуждение,
коварный обман демона. Прелесть –
это потеря правильных духовных ориентиров, когда человек вне правильного духовного развития, вне аскезы и учения о спасении Православной Церкви хочет достигнуть духовных высот, когда он без уподобления Богу через жизнь по евангельским заповедям и борьбу с грехом хочет быть равным Богу.
Конечно, многие находящиеся в прелести будут отрицать, что они хотят быть равными Богу, но в подсознании их присутствует пагубная идея своей духовной
значимости, мысль о высоте своей
духовной жизни, что совершенно не
соответствует их реальному состоянию.
Как начинается прелесть? Каковы виды ее? Прелесть
начинается с непослушания Церкви, с искания
каких-то особенных путей спасения и
совершенства (например, заточением себя в пещере и угрозами устроить массовое самоубийство, как это произошло в случае с Кузнецовым и его паствой. – Прим. ред.), то есть некоего духовного
экспериментаторства.
Начало прелести – излишнее доверие к себе. Например,
доверие к своим субъективным переживаниям и ультивирование их. В результате этого у
человека могут появляться некие зрительные и слуховые
образы. Картины своей фантазии и демонические явления
такие люди нередко принимают за Божественное откровение или посещение их Ангелами.
Основа прелести, как и основа всякого греха, – это гордыня и самомнение. А сама гордыня имеет несколько аспектов, несколько разновидностей. Гордость перед людьми – мирская гордыня,
то, что мы называем высокомерием.
Другой вид гордыни – гордыня духовная, гордость перед Богом, когда человеку кажется, что он имеет полноту добродетелей и все необходимое ему для спасения, что он не нуждается ни в чем и ни в ком. Прельщенный гордец убежден в том, что он не нуждается даже в помощи благодати Божией, а может достигнуть всего сам, своим умом и подвигом своей личной воли. Человек хочет черпать силы в себе самом, в
своих мистических переживаниях и в
своих личных откровениях. Подобное притяжение к себе – это закон духовной симпатии. Поэтому гордость
вводит человека в контакт, то есть в
особую близость с духом гордыни –
сатаной. Душа гордого начинает
принимать информацию от демонов,
информацию от мира падших, отверженных,
темных духов, информацию в виде
блестящих идей, которые он воспринимает как духовные открытия и считает, что еще ни один подвижник не
имел таких познаний, каких удостоился он.
Прельщенный
получает информацию и на чувственном уровне. Он может видеть
какие-то странные видения, похожие на видения наркоманов, и во время
молитвы он также часто представляет картины рая и ада. (Фантазии и зрительные
представления во время молитвы – это
уже патология молитвы. А зачастую, хотя и не всегда, – один из симптомов
прелести). Иногда слышит голоса, которые принимает за голос Ангела-хранителя
или херувимское пение.
И наконец, он приходит к выводу, Что ему уже
никто не нужен: ни учитель, ни книги, ни опыт Церкви, что
Бог избрал его как пророка, как Своего
собеседника, что он получает все свои внушения и мысли
непосредственно от Него. Тогда этот человек совершенно перестает воспринимать
то, что говорят ему другие. Если его убеждают, что он противоречит святым Отцам, то для него это не довод, так как в глубине души он считает, что святые отцы, может быть, и взошли на какую-то высоту,
но он взошел выше и видит больше, чем они. Если его убеждают, что это от демона, то он считает, что говорят с ним не просвещенные люди, которые просто не понимают его духовной высоты, ибо говорят с позиции своего невежества и ничтожества. Поэтому прельщенный в сердце своем глубоко презирает тех, кто старается открыть ему глаза и вывести его из этого пагубного состояния.
Состояние это приходит обычно не сразу. Оно начинается, как правило, с
противоречия, а затем – непослушания тем
лицам, которые поставлены над нами.
Для мирянина это церковная иерархия, для монашествующего – игумен и духовный отец. Затем
непослушание переходит в совершенное презрение
всех советов и ненависть к тому, кто
обличает. Человек становится кумиром
сам для себя, он не может истинно
молиться Богу, хотя бы и совершал
продолжительные молитвословия.
Часто человек, находящийся в прелести, состоит как бы во вражде
и войне со всеми остальными. Он может признать только того, кто
поверит в его мнимые достоинства и в его мнимую святость.
Эти люди деградируют и умственно, и духовно, часто становятся посмешищем
для окружающих. Но и будучи в таком жалком состоянии, они все
равно не отрезвляются. Им кажется, что мир несправедлив к ним, гонит и мучает их, как всех
пророков.
В житиях святых мы читаем о случаях прелести, о тех
видениях, которые обольщенные принимали за явления Спасителя,
Божией Матери и Ангелов. Обычно впавшие в прелесть, как попавшие в волчий капкан, остаются в ней, не могут вырваться. Спасти человека от
прелести может только особая благодать
Божия. Лишь какое-нибудь сильное и
страшное потрясение может вернуть
человеку потерянное смирение и восстановить обращенность его души к Богу.
Оттого-то если и бывают случаи исцеления, то происходит оно через огромные
страдания, продолжительные болезни или
какое-то очевидное вмешательство
Божественной силы. Поэтому на
духовном пути гордость является
величайшей опасностью. Да, всякий грех
– это тайный союз с демоном. Но
гордость страшнее всего. Она делает человека своим среди падших духов,
единым духом с сатаной.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№50(419)2007