НАШИ СТАРШИЕ БРАТЬЯ
21 ноября – Собор
Архистратига Михаила и
прочих Небесных Сил бесплотных.
В огромном творческом и богословском наследии святителя
Николая Сербского (1881 — 1956), чье имя уже
хорошо известно и читателям нашей газеты, есть строки,
посвященные старшим братьям человека – Ангелам
Божиим. С незначительными сокращениями мы
публикуем эти строки сегодня – в день праздника первых
творений Божиих.
Священное
Писание начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1). «Небо»
здесь означает не обширное воздушное пространство над нами, а мир невидимых
созданий. Ветхозаветный пророк Михей
сказал царю Ахаву: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и левую руку Его (З Цар. 22,19). Всех ликов
или чинов Ангельских, по счету святого Дионисия Ареопагита,
ученика апостола Павла, девять. Всех
вместе мы объединяем их одним общим
названием – сонм Ангелов.
Природа их в чем-то совершенно отлична от человеческой природы,
а в чем-то подобна ей. Ангелы бесплотны, а потому невидимы нашему
физическому зрению. Не имея тел, они вследствие этого не имеют телесных нужд – в пище, питие,
одежде, крове, не имеют страстей, забот, печали; не женятся и не выходят замуж. Они не заботятся о будущем, не испытывают страха смерти. И хотя они были созданы раньше человека, они не состарились и не состарятся, они неизменны
в своей юности, красоте и силе. Не
заботятся они и о спасении и
бессмертии, ибо уже бессмертны. В
отличие от людей они не колеблются в выборе добра и зла, ибо они уже добры и святы, какими были и тогда, когда Господь сотворил
их.
С другой стороны, Ангелы сходны с людьми в том, что они
являются личностями и каждый из них осознает
себя как отдельную личность. Подобно людям они обладают
рассуждением, чувствами, свободой воли и способностью действовать.
У них, как у людей, есть и собственные имена, некоторые
из них названы в Священном Писании или в церковном предании.
Ангелы являются разным людям по-разному, с различными
целями, в различных обстоятельствах. Ангел явился народу израильскому
во время бегства из Египта: Господь же шел перед ними днем
в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном,
светя им, дабы идти им и днем и ночью (Исх. 13,21). Это, конечно
же, не было явлением Самого Бога. Это было
явление Ангела Его, что подтверждает Моисей:
и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта... (Чис.
20,16). (С
явлением Ангелов связаны многие
события Ветхого и Нового Заветов. Святитель Николай Сербский рассказывает о них. – Прим.
ред.). Когда
родился Господь наш Иисус Христос, Ангел
Божий явился вифлеемским
пастухом, «и их осветил свет
Божественный; велик был страх
пастухов, но Ангел сказал им: не
бойтесь». Жены-мироносицы видели
Ангела над отверстым гробом
воскресшего Господа: вид его был, как
молния, и одежда его бела, как
снег...
Действие Ангелов двояко: на небесах они воспевают
Господа, а на земле они объявляют Божий заповеди,
которые должны исполнять люди. Само слово «ангел» означает
«вестник» или «глашатай». Святой Григорий Богослов пишет: «Некоторые
из этих разумных духов стоят пред Всевышним Богом, а
другие трудятся о сохранении всего мира». А у святого Иоанна Дамаскина
читаем: «Они способны и готовы исполнить волю Божию и появляются
мгновенно в любом месте, которое определил им
Господь, согласно своей духовной природе». Ангелы помогают людям
Божиим и спасают их. Отцы Церкви учат, что существу ют Ангелы-хранители людей, народов, стран, Церквей и даже звезд и планет(Откр. 2). А вот
что говорит Василий Великий: «Наш Ангел-хранитель не удалится от нас
до тех пор, пока мы не отгоним его своими дурными делами. Подобно тому, как дым отгоняет пчел или смрад отпугивает голубя, так же смрад греха гонит от нас Ангела, который хранит нашу жизнь». Когда
наступит конец света – во время второго пришествия
Господа нашего Иисуса Христа, Ангелы соберут «все
соблазны и делающих беззаконие и ввергнут
их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце,
в Царствии Отца их (Мф. 13, 40-43).
Самую
высокую награду, которую Христос обещал
избранникам и праведникам Своим, жившим по Евангелию Его и страдавшим за Него на
земле, станет награда равенства с Ангелами –
равенства ангельскому достоинству. В
одном из псалмов Ангелы названы богами. Конечно, не по божественной природе, а по своей близости к Богу. Как можем мы, люди, быть равны Ангелам, прославляющим Христа, мы,
которые ежечасно оскорбляем Его своими
грехами? Утешимся же и послушаем,
что говорит апостол Павел,
благовестник тайн небесных: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил
Боглюбящим Его(1 Кор. 2,9).
Вот где лежит ключ к тайне: те, кто почитают и любят Бога, будь то ангельское или человеческое существо, равны перед Богом. И этот смысл подразумеваем и мы, называя Ангелов своими старшими братьями,
почитая их и молясь им из юдоли слез: «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас, грешных».
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№48(417)2007