Не
преступи черту!
Как относиться к животным? Как не преступить ту грань,
черту, когда любовь к «братьям нашим меньшим» превращается в идолопоклонство?
На эти и другие вопросы отвечает известный православный
проповедник из Санкт-Петербурга Геннадий Емельянов.
Как-то я гулял по лесопарку со своей дочерью. Навстречу мне попался почтенный старик с собакой. Странной, почти карманных размеров. Поравнявшись со мной, дедушка ухмыльнулся, посмотрел на дочку с коляской и
говорит: «Что там ребенка воспитывать, собаку воспитать – вот наука». Меня внутренне передернуло от такого сопоставления человека и собаки. Почему же люди предпочитают отдавать свое душевное тепло бессловесным тварям, заводят кошек, собак, других животных, но в то же время избегают, например, брать на себя крест семейный?
Дорогие братья и сестры! В корне всего этого лежит грех. Оскудение любви в мире, оскудение нормальных отношений между людьми и приводит к ненормальным отношениям между животным и человеком. Забота о людях, забота о своих близких требует постоянного напряжения сил, внимания души. И связана не с одними лишь радостями. А вот из животного легко сделать игрушку. Оно никогда тебе не ответит, не может возразить, не будет раздражать так, как может раздражать человека человек. С людьми же куда сложнее, беспокойнее: они самостоятельны, имеют свою душу, свободную волю, их непросто воспитывать. Очень много труда, любви нужно вкладывать, чтобы получить добрые результаты. Это как поле чистое: его нужно и засадить, и полоть вовремя, и удобрить, и влагой снабдить, и чтоб солнышко было, – вот тогда только урожай вырастет. А животное, превращенное в игрушку, скорее лишь тешит самолюбие и тщеславие. Вот,
дескать, какой заботливый. И заповедь Божию выполняю – проявляю попечение о животной твари.
Но,
дорогие мои,
если
животное становится на место
человека, а иногда и хуже того: на место Божие, – то это не попечение, а грех, идолопоклонство. Делая из животного идола, мы и уходим от спасительного пути, и животному пользы не приносим, поскольку калечим его внутренний строй своим неестественным отношением. Когда у таких попечителей животное умирает, то как много скорби возникает в их сердце, какой тяжелой травмой это оказывается для них. Человек чувствует себя обездоленным и покинутым. Добро ли это? Спасительно ли? Божию тварь винить не в чем.
Некоторые люди
в
своем тщеславном стремлении выделиться приобретают животных экзотических, искусственных пород. Их не волнует, что собака с трудно контролируемым агрессивным поведением может кого-нибудь укусить или загрызть, что ее прямое предназначение – охранять и защищать – может быть безопасно реализовано только в условиях специального содержания. А при обычной для людей безответственности, кроме беды, от таких собак ждать ничего не приходится. Да и внешне они, например бультерьеры, очень несимпатичны. Еще в Ветхом Завете (в книге Премудрости) Соломон говорит о таких людях: они почитают животных самых отвратительных, которые по бессмыслию сравнительно хуже всех. Они даже некрасивы по виду, как другие животные, чтобы могли привлекать к себе, но лишены и одобрения Божия и благословения Его (Прем.
15, 18 — 19).
Говорят, что
нельзя в доме православным христианам держать собак. Я бы так категорично не заявлял. Все-таки очень важно сбалансировать отношения между животным и человеком, чтобы все стояло на своем месте. Важно, чтобы животное не ограничивало свободу человека. Важно, чтобы животное не стало членом семьи. Семья есть семья, животное есть животное. Нельзя все смешивать в единое целое.
Спору нет,
любовь к
животным может воспитывать у детей
многие хорошие качества, а главное – наполняет детские впечатления радостью. Но и здесь должно присутствовать чувство меры. Детьми, прежде всего, должны заниматься родители, их ребенку не заменит никакое животное. Главное, надо понять: каждое животное имеет свое предназначение. Как назначение души человеческой – служить Господу, так роль животного – служить человеку, прежде всего. Поэтому, как я уже сказал, эти отношения должны быть сбалансированы, уравновешены: чтобы собака, если уж она в доме, дом охраняла, кошка – мышей ловила, но чтобы ни та, ни другая не являлись предметами особого поклонения.
Есть
и еще один аспект. Однажды по молодости и неразумению я привез в дом щенка дога, который уже через два месяца походил на взрослую собаку. И вскоре у меня зародился страх. В пасти собаки теперь вполне могла уместиться голова моего ребенка. Сегодня собака ласкова, ребенок спокойно с ней играет, а завтра? Ведь никто не знает, какой дух на нее найдет. А надо сказать, что животное весьма подвержено действиям духов злобы, они его могут направлять на такие действия, последствия которых могут быть непоправимы.
Одно наше наблюдение подтвердило высказывание: когда мы возвращались из монастыря, собака не могла к нам подойти, все сторонилась. Пройдет какое-то время: два, три, четыре дня, равновесие восстанавливается. Собака очень тонко чувствует дух, который человек получил. Так что и с этой стороны могут возникать сложности и проблемы.
Совершенно нелепо выглядят собачьи парикмахерские – вот уж где развлечение для скучающих
дам.
Затмевается основное занятие, которое для человека на земле оставил Господь. Это служение Ему, служение правде Божией и поиски этой правды.
Однажды я зашел к начальнику отделения милиции у Благовещенской церкви и услышал такую неприглядную историю. Женщина в .квартире завела 16 кошек и 14 собак. Хорошо любить (по силам и по времени) животных, но когда их столько собирают в одном месте, когда выгуливать их нельзя, комнату проветрить нельзя, когда-то, что они выделяют, разъедает пол и потолок соседей ниже этажом, когда «аромат» разносится по всей парадной, тогда резонно подумать уже об определенном психическом заболевании. Потому что это не только нелюбовь к людям, но и нелюбовь к животным, находящимся в таких стесненным условиях. Ибо для животных, может быть, было бы даже лучше, если бы они бегали по дворам. Квартира превращается в живодерню. Я уже не говорю о молитве. Там нет места для нее.
Так что во всем нужно проявлять чувство меры
и
следить, чтобы животное никогда не ставало на место человека и тем более на место Божие.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№46(415)2007