Подвиг
и венец патриарха
4 ноября -
праздник Казанской иконы Божией Матери. День народного единства
Еще со школьной скамьи нам известно о народном ополчении,
которое под руков
Пожарского освободило Москву от польских интервентов, после чего в Московском
государстве закончилось так называемое Смутное время. А вот тот факт, что
символом этого освободительного похода была Казанская икона Божией Матери, что
духовной и стратегической победой над врагом Русь была обязана Патриарху Ермогену, знают, увы, немногие. Надо заметить, что и само
явление одного из наиболее почитаемых образов Богородицы непосредственно
связано с именем Патриарха Ермогена.
В 1579 году после страшного пожара, истребившего
часть Казани, был обретен образ Божией Матери, по всей видимости, закопанный
еще в годы Казанского ханства. И первым, кто взял в руки сей чудесный образ, и
отслужил перед ним первый молебен, был казанский священник Гостинодворской
церкви Ермоген, будущий Патриарх всея Руси. Он же в
1594 году, будучи уже митрополитом Казанским, составил стихиры и каноны в день
явления иконы и написал «Сказание» о явлении чудотворного образа.
На рубеже XVI – XVII веков на Русь пришло время,
которое стали называть Смутным. После неожиданной и загадочной кончины царевича
Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, в стране начинается борьба за престол
различных кланов и группировок, чем не преминули воспользоваться западные
государства. Так, на троне оказался ставленник польской знати и Ватикана
Григорий Отрепьев, назвавшийся царевичем Дмитрием, якобы чудесно избежавшим
гибели. Боярская Дума трусливо наблюдала, как Лжедмитрий (историки позже
назовут его Лжедмитрием I) собирался венчаться с католичкой Мариной Мнишек. Но неожиданно против этого святотатства возвысил
свой голос Казанский митрополит. В ответ самозванец приказал снять с Ермогена святительское облачение и заточить митрополита в
монастырь.
Обрел святитель свободу после того, как в мае 1606
года московские и нижегородские ополченцы подняли восстание против Лжедмитрия
I, после чего убили его, сожгли и выстрелили его прахом из пушки в ту сторону,
откуда его и заслали, – на Запад. А собор иерархов возвел Ермогена
на патриарший престол.
Однако смута продолжалась. Разнеслись слухи, что
наконец-то объявился законный царь Дмитрий, который и движется
к Москве и уже остановился с войском в подмосковном селении Тушино.
Пятнадцать тысяч воинов перешли на сторону очередного самозванца (впоследствии
названного Тушинским вором). А вскоре и польский король Сигизмунд III вторгся
на русскую землю и дошел до Смоленска. Продажные бояре чуть ли не наперегонки
спешили засвидетельствовать ему свое почтение и верность.
Первым делом поляки намеревались овладеть духовным
оплотом Руси – Троице-Сергиевой лаврой, а также захватить и заточить Патриарха.
Однако лавра не поддалась врагу, выдерживая осаду в течение полутора лет.
Конечно, не без Божией помощи и помощи небесных святых заступников. Многие из
защитников лавры видели на ее стенах преподобного Сергия Радонежского,
таинственным образом пополнялись запасы муки, не иссякала вода в источниках.
Не удалось оккупантам и предателям-боярам сокрушить
и дух Патриарха Ермогена. Во все концы родной земли
полетели его патриаршие грамоты, призывавшие русских людей «стоять за Дом
Пречистой Богородицы, за святые Божии церкви... не
целовать креста польскому королю, не служить ему и очистить Московское царство
от всех поляков и литовцев». И вот по трем дорогам к Москве пошло народное
ополчение. А в Кремле перепуганные бояре, как писал очевидец, «ругаясь
по-черному», требовали от святителя, чтобы он «отписал» ополченцам возвращаться
по домам (см. репродукцию картины П. Чистякова). Один из предателей боярин
Михайло Салтыков в исступлении даже замахнулся на Патриарха ножом. На что Ермоген спокойно, но твердо ответил:
– Не боюся я твоего ножа,
вооружаюсь против него силою святого креста. Ты же будь
проклят в сем веке и в будущем и с тем, кого желаешь (то есть с польским
королем. – Прим. ред.).
Боярин в ярости и бессилии перед стойкостью
святителя упал на колени и, взревев, принялся кромсать ножом доски пола. Его
подхватили под руки и увели. А Патриарх был заточен сначала на Кирилловом подворье, а затем в Чудовом монастыре. Но и из неволи он продолжал рассылать
свои послания о защите Отечества, об изгнании врагов. В последнем своем
послании он благословил воинов на страдания и смерть за родную землю: «Если при
этом и пострадаете, вас Бог простит и разрешит в сем веке и в будущем». Здесь
же страдалец, по сути, лишенный еды и питья, дает распоряжение о том, чтобы в
русское ополчение была принесена святая икона Казанской Божией Матери, что и
было исполнено. На всем пути следования народ встречал икону на коленях, моля
Заступницу о победе. И победа пришла. Католики и предатели вместе с польским
войском были изгнаны.
К сожалению, Патриарху Ермогену
не суждено было дожить до этого светлого дня. Его уморили голодом. Но от тех
далеких времен и поныне святитель предстоит перед престолом Божиим
за Русскую землю. Мощи его доступны для поклонения и находятся в Успенском
соборе Кремля.
В память об освобождении Москвы и окончания
бедствий Смутного времени вновь избранный царь Михаил Романов установил
ежегодное празднование Казанской иконы – 21 июля – в день ее обретения и 4
ноября – в день освобождения Москвы (даты даны по новому стилю).
В. НИКОЛАЕВ.
Б№45(414)2007