Открывая
души людей
24 октября — Собор преподобных Оптинских
старцев.
Это одно из высо[чайших достижений духовной жизни. «Старцев называют
прозорливцами, – говорил своему духовному чаду преподобный Варсонофий,
– указывая тем, что они могут видеть будущее: да, великая благодать дается
старчеству – это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом
человеку. У них кроме физических очей имеются еще очи духовные, перед которыми
открывается и душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем
возникла у него мысль, они видят ее духовными очами, даже видят причину
возникновения такой мысли. И от них не сокрыть ничего. Ты живешь в Петербурге и
думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и
думаешь». Именно особая святость старцев привлекала в Оптину
пустынь в XIX – начале XX века огромное число паломников. И
благодатные старцы отзывались на нужды страждущих и предстояли за них перед
Богом, преисполненные поистине неземной любви к людям, происходящей от любви к
Господу. Великие умы России Гоголь, Достоевский, А. К. Толстой, братья
Киреевские и многие другие приезжали в Оптину за
советом и духовной поддержкой.
Сегодня мы
публикуем выдержки из поучений и писем наиболее известных
Оптинских старцев.
Преподобный Лев
(1768-1841)
Старайся
более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других,
если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не
имеешь.
+
+ +
Высокомерие
при добродетелях богопротивно.
+
+ +
Вы болезнуете, что из-за злословия и наветов сделались вы в
глазах окружающих дурным человеком: это явный знак самолюбия. Ежели вы невинны, то совесть ваша должна вас утешать, по
слову Спасителя нашего:
Блаженны вы,
когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и
пророков, бывших прежде вас (Мф.5,10—12).
Преподобный Макарий(1788-1860)
Свойство
милостыни есть сердце, сгорающее любовью о всякой твари и желающее ей блага.
Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим человека в
каком-либо злострадании и, если можем помочь ему в чем либо, помогаем.
+
+ +
К нашему
спасению нужна не одна вера, но и дела... Учение же, что
оправдание (перед Богом. – Прим. ред.) обретается
одной верой – без дел есть... неправославное.
+
+ +
Чтобы
исправить сердце свое по заповедям Божиим, надо
просить на сие Его помощи, потому что без Него не можем творить ничесоже.
+
+ +
По заповеди
церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко
служителей алтарей и таинств Божиих, ибо без них
невозможно спастися... Судить же их в их погрешностях
совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить
священника – значит судить Самого Христа; как можно
сего бережитесь!
Преподобный
Антоний (1795-1865)
Многие
живописцы изображают на иконах Христа, но редкие уловляют сходство. Так,
христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток
есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож наХриста.
+
+ +
Ропота на
Бога остерегаться нужно и бояться, как смерти, ибо Господь Бог, по великому
милосердию Своему, все грехи наши долготерпеливо
терпит, но ропотливости нашей не выносит милосердие
Его.
Преподобный
Илларион (1805-1873)
Замечание
делай, не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам
понести то, что требуешь от другого.
+
+ +
Если
чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори
ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не
утешится твое сердце.
Преподобный
Амвросий (1812-1891)
Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем «мое
почтение».
+
+ +
Уныние от
тщеславия и от диавола. Уныние бывает от тщеславия,
когда не по-нашему делается, другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось,
а также от непосильного рвения, трудов, понуждения.
+
+ +
Не входи в
рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: «Зачем так, для чего это?»
Лучше говори себе: «А мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном
суде Божием». Отвлекай всячески мысль свою от пересуд
дел людских и молись с усердием Господу, чтобы Он Сам
тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем
сделать...
+
+ +
Мы все
путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое. И часто думаем:
если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то
поперечный человек, то, может быть, было мне удобнее и покойнее, а забываем,
что неудобства сии часто исходят изнутри нас, как и злые помышления.
+
+ +
Нередко от
неосторожных слов бывает более бед, нежели от самих дел. Человек словесным
потому и называется, чтобы произносил слова разумно, обдуманные.
Преподобный
Иосиф (1837-1911)
Что трудом
приобретается, то и бывает полезно.
+
+ +
Что легко для
тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.
+
+ +
Много есть плачущих, но не о том, о чем нужно; много скорбящих, но
не о грехах...
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№44(413)2007