Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 19.04.24

Тысячелетнее слово

 

Известный русский писатель-публицист Михаил Петрович Лобанов к Богу пришел уже на склоне лет. Недавно по благословению епископа Мурманского и Мончегорского Симона вышла его последняя книга – опыт духовной автобиографии «В сражении и любви». В нее вошли беседы автора со студентами глазуновской Академии живописи, ваяния и зодчества. Фрагменты этих бесед, которые мы сегодня публикуем, наверняка заставят и наших читателей по-новому взглянуть на историю и значение великой русской литературы.

 

Фундаментальное свойство русской литературыто, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI век). Здесь Ветхому Завету«Закону», национально ограниченному, замкнутому на одном еврейском народе, противопоставляется Новый Завет«Благодать», универсальный характер христианства. Из «Повести временных лет», которую написал в 1112 году преподобный Нестор летописец, известно, что к князю Владимиру приходили хазарские евреи, убеждая его принять их иудейскую веру. Ответом на этот соблазн были следующие слова Владимира: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и ваш закон, не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Русский князь отверг иудейский закон...

Говоря об отличии Нового Завета от Ветхого Завета, упомянутый митрополит Иларион видит величайшее благо для Руси в распространении христианского света на ней, воздает хвалу князю Владимиру, крестившему Русь. И главным направлением древнерусской литературы становится утверждение ценностей, связанных с христианской этикой и христианским государством.

Уникальное, пожалуй, явление в истории европейской агиографии (жизнеописаний святых) – появление на Руси «Сказания о Борисе и Глебе» (XII век) – о первых канонизированных русских святых, юных князьях Борисе и Глебе, принявших смерть от своего старшего брата Святополка Окаянного. С пронзительной силой заявила здесь о себе идея кротости, смирения, добровольного принятия мученичества во имя Христа. Из этого события, как из зеркала, выросла наша многовековая история с ее трагедиями и загадками, братоубийство: нескончаемое на протяжении веков (от розни удельных князей, приведшей к монголо-татарскому завоеванию Руси, от Смутного времени, церковного раскола до Гражданской войны 1917 – 1922 года). Не отсюда ли и покорность, терпение народа? Но есть и некая религиозная тайна в этом смирении, жертвенности (образы страстотерпцев Бориса и Глеба в одном из сказаний являются воинам: Александра Невского, вдохновляя их в сражении с врагом).

При идеале смирения древнерусскому человеку в то же время свойственно развитое чувство внутреннего достоинства, различения ценностей истинных и мнимых в человеке. Автор «Моления Даниила Заточника» (начало XIII века) обращается к своему господину: «Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри... Ибо нищий мудрыйчто золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупыйчто шелковая подушка соломой набита». И уже спустя шесть столетий, в XIX веке славянофил К. Аксаков в своих «Опытах синонимов. Публиканарод», противопоставляя «публику» (представителей высшего сословия) народу, скажет: «И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь, но в публике грязь в золоте, в народезолото в грязи».

К XVII веку относятся записи духовных стихов, хотя существовали они задолго до этого. Исполнителями, а зачастую и создателями этих стихов были калики перехожие, слепые певцы, которые бродили по деревням, пели на ярмарках, на монастырских дворах и т.д. Содержанием духовных стихов были ветхозаветные, евангельские сюжеты, апокрифы, истории из жития святых, о праведниках и грешниках, представления о мироздании, его начале и судьбах. Сколько в них умилительного и вместе с тем глубокого. Вот один из них – «Об исходе души из тела».

 

Душа с телом расставалась, как птенец со гнездом.

Возлетает и восходит в незнакомый мир...

Оставляет все житейское попечение,

Честь и славу, богатство маловременное...

Переселяется во ин век бесконечный...

Тама зреет лица и вещи преужасные,

Добрых ангел и воздушных духов темные.

Вопрошают душу ангелы об делах ея,

Не дают ей ни малейшего послабления:

«Вспомни, как на оном свете во грехах жила, –

Здесь грехами твоими, как сетьми, свяжут тя».

«Вы помилуйте, помилуйте, вы, добрии ангелы.

Не отдайте мя, несчастную, в руки злых духов,

Но ведите меня ко Господу милосердному.

Я при смерти в делах своих покаялась».

Здесь даже слишком обытовлена потусторонняя тайна, но сколько пронзительного в стенании трепетной души, умоляющей ангелов не отдавать ее, несчастную в «руки злых духов», а вести ее скорее ко Господу, в милосердие Которого она верит.

Глубоко верующим человеком был наш великий ученый и писатель М.В. Ломоносов. Он не отделял (в отличие от некоторых современных ученых, например академика Гинзбурга и профессора Капицы, выступающих против преподавания в российских школах «Основ православной культуры».Прим, ред.) резкой чертой веру от науки, видя источник их в Божественном откровении. «Достойны посмеяния те люди, – говорит он, – которые дерзают по физике изъяснить непонятные чудеса Божии и самые страшные христианские тайны». В знаменитых духовных одах Ломоносов при виде исполненных чудес явлений природы славословит величие Творца.

С идеей нравственного воспитания личности связано творчество Д. И.Фонвизина. В молодости он увлекался Вольтером, был постоянным участником кружка атеистически настроенных вольнодумцев. Но судьба спасла его от западной смерти. Вольтерьянец в молодости, он с годами все больше проникался светом веры и кончает жизнь глубоко религиозным человеком. По рассказу очевидцев, уже в парализованном состоянии, сидя однажды в церкви Московского университета, он говорил студентам, указывая на себя: «Дети! Возьмите меня в пример: я наказан за свое вольнодумство! Не оскорбляйте Бога ни словами, ни мыслью!»

 

Подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Б№42(411)2007

единый справочник телефонов города ногинска тут справочник телефонов г большой камень найти человека по фамилии через базу данных адреса по телефону в санкт-петербурге домашний телефон по адресу казань справочник мобильных телефонов донецка справочник телефонов стерлитамак выкса справочник телефонов телефонная база билайн по спб он лайн справочник телефонов узнать местонахождение через мтс справочник телефонов справочник адресов брянска на сайте искать адрес по фамилии справочник телефонов программа на телефон по поиску людей по номеру телефона справочник телефонный смс перехватчик проверить поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных справочник телефонов по г астана краткий автомобильный справочник 1994 тут на сайте справочник телефонов ильичёвска краснодар найти номер узнать по адресу и фамилии домашний телефон определение местонахождения по номеру мобильного телефона найти электронную почту человека фамилии рязань телефон по адресу поиск владельца по номеру телефона как найти потерянный сотовый телефон справочник сервис справочник телефонов петропавловск найти номер домашнего телефона по адресу в новосибирске номер телефона по адресу г чернигов телефонная база данных адресов москвы телефонная база московского региона как узнать номер телефона по ip адрес телефонная база гомель телефонная база данных телефонная база по с-пб отклонение пути sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг