На картине – «Убиение князя Михаила Черниговского за непоклонение идолу Варне».
В 1774 году святые мощи князя Михаила и боярина Феодора были перенесены из Чернигова в Архангельский собор Кремля, где находятся и поныне.
«Я – ХРИСТИАНИН!»
3 октября – память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина Феодора (1245 год).
Еще со школьных учебников нам известно, что причиной разгрома русских дружин передовыми отрядами войска Чингисхана на реке Калке была разобщенность наших ратей. Неприязнь, а зачастую и
откровенная вражда князей друг к другу были таковы, что практически все они действовали разрозненно, полагаясь только на свои силы. А князь Мстислав Романович Киевский, находясь в укрепленном стане, вообще не появился на поле боя, наблюдая за происходящим со стороны. Заматеревшее в многолетних походах и превосходно организованное войско монголов наголову разбило русские дружины, а затем окружило и дружину князя Мстислава. Три дня неприятель пытался овладеть укреплениями киевлян, и в конце концов князю с ратниками был предложен свободный выход за откуп. Тот согласился, не желая дальнейшего кровопролития. Однако варварам неведом был кодекс чести, и когда Мстислав прекратил сопротивление, они схватили и изрубили его. А еще трех взятых в плен князей монголы задушили под досками, усевшись пировать над ними.
К сожалению, унизительное поражение русских на реке Капке ничему не научило сильных мира сего. Они по-прежнему враждовали друг с другом, строили козни в стремлении захватить киевский трон. А Владимиро-Суздальские князья вообще отделили себя от Киевской Руси, укрепляя собственную «самостийность» и «незалежность». Исключением на фоне этого всеобщего упоения хоть и маленькой, но властью, был лишь черниговский князь Михаил. Единственный, кто осознал гибельность дальнейших междоусобиц для родной земли. Он ездил от князя к князю, пытался мирить недругов, объединить их хотя бы родственными связями. Сам он женился на Елене – дочери князя Романа Галицкого, сестра его вышла замуж за князя Юрия Владимирского, старшая дочь Мария – за племянника Владимирского князя, а младшая Феодулия (совсем еще юная) была обручена с Суздальским князем.
Увы,
голос
Михаила так
и не был услышан, и в 1237 году на Русь поползли полчища Батыя. Разорены
и сожжены Рязань, Владимир, Москва, при этом князь Ярослав в решающей битве не пришел на помощь своему родному брату Владимирскому князю Юрию. «Между тем, – пишет историк Н. М. Карамзин, – князья южной России, не имев участия в бедствиях северной, издали смотрели на оные равнодушно и думали единственно о выгодах своего особенного властолюбия».
Но пришел и их черед. Как говорится, нынче жребий выпал Трое, завтра выпадет тебе. «Батый, как лютый зверь, – писал летописец, – пожирал целые области, терзал когтями остатки. Храбрейшие князья... пали в битвах; другие скитались в странах чуждых...». Среди них был и Черниговский князь Михаил, искавший помощи в Польше, Венгрии и Германии – хоть и католиков, но все ж таки христиан.
К
сожалению, западные соседи остались глухи к бедам русского народа. Венгерский король Бела IV откровенно посоветовал Михаилу сдаться на милость Батыя, а в Польше братья-славяне вообще оставили его ни с чем, отобрав у него богатую казну. Исчерпав последние попытки заручиться поддержкой могущественных соседей, князь тем не менее не стал оставаться на чужбине на правах «политического беженца» и вернулся в родной Чернигов.
Батый,
раздраженный активной политической деятельностью Михаила, потребовал его к себе.
Испросив благословения у своего
духовного отца епископа Иоанна, Михаил отправился к хану, пообещав духовнику, что скорее умрет за Христа и святую веру, но не поклонится идолам монголов, как того требовали ханы. То же обещал и верный спутник князя боярин Феодор. Епископ укрепил обоих в решимости пострадать за
веру и дал им напоследок Святые Дары в напутствие вечной жизни.
Худшие ожидания сбылись.
Перед входом в ставку Батыя монгольские жрецы потребовали от князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле
Чингисхана, а затем огню и войлочным
идолам. По христианским понятиям, это
означало изменить вере, поэтому
Михаил ответил: «Христианину
надлежит поклоняться Творцу, а не твари».
Узнав об этом, Батый озлобился и
велел князю выбирать одно из двух:
либо исполнение требования жрецов,
либо смерть. Сопровождавшие Михаила
ростовские бояре умоляли его поберечь
свою жизнь, но князь был
непреклонен, о чем и велел сообщить
Батыю. Пока слуги носили ответ, он
причастился Святых Христовых Тайн.
Скоро явились и палачи. Изувечив
пленника палками, они отсекли Михаилу
голову. Перед кончиной князь успел
произнести два слова: «Я христианин!»
Вслед за Михаилом был обезглавлен и
боярин Феодор.
Тела мучеников монголы
бросили в степи на съедение зверям, но звери не тронули их. Более того, в течение многих дней они оставались нетленными, что невероятно изумило убийц да и, по всей видимости, самого Батыя.
Спустя некоторое время
тела мучеников были
погребены по православному
обычаю в Чернигове. После этого русских князей больше не заставляли в ставке ханов поклоняться идолам, да и сами
монголы-язычники весьма покровительствовали христианству. И
в конце концов вера сплотила русский народ и подвигла его освободиться от ига.
В 1870 году русский поэт
и мыслитель Федор Тютчев
призвал славянские народы забыть былые распри
и объединиться:
Кровь хлынет и на вас,
друзья и братья наши! –
Славянский мир, сомкнись тесней.
Этот призыв таки не был
услышан. В результате славянские страны оказались на задворках истории, пешками в противостоянии более организованных и сплоченных игроков за переустройство мира. Но самая страшная трагедия, внешне бескровная, произошла после распада СССР, когда были буквально по живому разделены единая страна и, по сути, единый народ русских, украинцев и белорусов. Практически все мы, получив призрачную «самостийность», стали стремительно деградировать и вымирать, давая себя ввергать в череду безумных междоусобиц и высосанных из пальца претензий и обид. Это не просто историческая ошибка. Это предательство всего, что создавалось трудом и кровью многих поколений наших предков за более чем тысячелетнюю историю христианской Руси.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№41(410)2007