Рождество Царицы Небесной
21 сентября - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии.
О древнем событии
евангельской истории и его значении рассказывает архимандрит Рафаил (Карелин).
В небольшом городке Назарете жила святая супружеская чета Иоаким
и Анна. Всю жизнь они молились о даровании им ребенка. Их жизнь была
продолжительной молитвой; только когда оба они были в преклонных годах, Господь
даровал им дочь. Поэтому можно сказать, что Дева Мария – плод молитвы Ее родителей.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Господь медлит, научая нас тем самым
неослабному прилежанию (в молитве), и хочет, чтобы мы и за терпение получили
награду».
Иоаким и Анна дали обет посвятить своего
ребенка Богу. Обет этот состоял в том, что ребенка приводили в храм, и над ним
совершался особый ритуал, затем ребенок воспитывался при храме, посещал
богослужения и в течение определенного времени выполнял различные работы и
послушания (уборка храмовых помещений, шитье священных одеяний и т. д.).
Когда Деве Марии было шесть месяцев,
мать поставила Ее на ноги и начала учить ходить. У Нее не было кормилицы, Ее
окружали только непорочные дети, чтобы никакая нечистота не коснулась чистейшей
души. Когда Ей исполнился год, то святой Иоаким
пригласил в свой дом священников и левитов, как на самый большой праздник в
своей жизни. Он поведал о том, что решил посвятить ребенка Богу, отдать на
служение в храм. После трапезы каждый из священников брал Марию на руки и
благословлял Ее. С трех до тринадцати лет Пресвятая Дева проживала в
Иерусалимском храме. Ее послушанием было изготовление одежд для священников и
храмового облачения. Она также ухаживала за странниками, для которых было
построено помещение около храма, и часто отдавала Свое
дневное пропитание. По церковному преданию, завеса, закрывающая вход во святая святых (алтарь ветхозаветного храма), была вышита
руками Девы Марии.
В Иерусалимском храме Мария дала
обет девства. В 13 лет Она была обручена со Своим
дальним родственником – 80-летним старцем Иосифом Обручником,
ставшим хранителем Ее девства, по сути – вторым отцом.
После Рождества Спасителя в Вифлееме
Она вынуждена была покинуть Палестину вместе с Младенцем Иисусом,
сопровождаемая праведным Иосифом и его старшим сыном
Иаковом. Святое семейство скрывалось от Ирода в Египте, лишь после смерти этого
царя они возвратились в Палестину и поселились в городе Назарете,
где родилась Мария.
Жилище Иосифа Обручника
состояло из двух выбитых в скале одна над другой комнат, к которым вела
каменная лестница. В верхней комнате жила Дева Мария. Внизу в маленьком дворике
находилась мастерская праведного Иосифа, где он занимался столярным ремеслом.
Там ему помогал Иисус Христос; по преданию, Спаситель часто делал ярма для
упряжки быков и весы. Ярмо символически означало Закон Божий, через который
Господь управляет человеком. А весы – Божественную справедливость и будущее
воздаяние. Под ярмом также подразумеваются тяготы, скорби и труды земной жизни,
необходимые по закону духовному для нашего спасения, а под весами – ожидающие нас
награда или наказание.
Божия Матерь помогала старцу Иосифу
в домашнем хозяйстве, а в свободное время ткала пряжу и шила одежду. Она
выходила из дома только к источнику, который протекал недалеко от их жилища. В
праздники Святое Семейство посещало Иерусалимский храм. Когда Иисусу Христу
исполнилось 29 лет, Иосиф Обручник умер на Его руках.
Когда Господу исполнилось 30 лет, Он с
Матерью Своей покинул Назарет.
После Распятия и Воскресения
Спасителя Дева Мария оставалась в Иерусалиме, в доме апостола
Иоанна Богослова, своего близкого родственника. Всего лишь несколько раз
покидала Она Иерусалим. Богородица посетила на Кипре святого Лазаря (того
самого, которого Господь воскресил из мертвых) и подарила ему вышитый Своими руками епископский омофор. (Епископ
Лазарь проповедовал Евангелие на острове, заботился о сиротах, стариках,
больных. От него пошло название лечебниц – лазаретов. — Прим. ред.).
Дева Мария посетила также Ефес, где проповедовали Евангелие апостол Иоанн Богослов и
святая равноапостольная Мария Магдалина. До сих пор в горах в окрестностях Ефеса показывают домик, в котором жила Дева Мария. Побывала
Пресвятая Богородица и на Афоне. «Это место да будет Моим жребием, данным Мне
от Сына и Бога Моего! – сказала Она. – Да почиет благодать Его на этом месте и
на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих
заповеди Сына и Бога Моего!» Через несколько веков Афон стал заселяться монахами и превратился в целое
«монашеское государство». По греческим законам, которые соблюдало после падения
Византии и турецкое правительство, мирские люди не имели права селиться на
территории Афона, а женская нога – ступать на его землю. Эти законы действуют и
в современной Греции.
Церковное предание сохранило нам
облик Богородицы. Она была ростом немного выше среднего, лицо
– овальное, волосы – золотистые, цвета спелой пшеницы, губы – похожи на
распустившиеся лепестки розы, глаза – цвета маслин, пальцы — слегка удлиненные.
Святой священномученик Игнатий Антиохийский, именуемый Богоносцем, – тот ребенок, взяв
которого на руки, Иисус Христос сказал: «Если... не будете как дети, не войдете
в Царство Небесное»(Мф.18,13), ученик апостолов Павла
и Иоанна, дает нам драгоценное свидетельство о Деве Марии: «Многие жены у нас,
– пишет антиохийский святитель Иоанну Богослову, –
желают посетить Пресвятую Деву, чтобы услышать от Нее о многих и чудесных
тайнах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена
благодати и всех добродетелей. Говорят, что в гонениях и бедах Она всегда
весела; в нуждах и нищете не скорбит; на огорчающих не
только не гневается, но и благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным
милостива. С твердостию защищает веру против врагов и
служит нашему еще юному благочестию мудрою Наставницею и Учительницею всех
верных на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми; и все удостоившиеся
видеть Ее превозносят похвалами. Люди, достойные совершенного доверия, говорят,
что в Марии, Матери Иисуса, по причине Ее святости, видимо, соединены естество
ангельское с человеческим».
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
(По книге архимандрита
Рафаила (Карелина) «Христианство и модернизм»).
Б№38(407)2007