Светлый старец
1 августа - обретение мощей преподобного Серафима, Саровского
чудотворца (1903 год)
Один из наиболее почитаемых святых Русской Православной
Церкви родился в 1754 году в Курске, откуда в ноябре 1778
года пришел в Саровскую пустынь и через восемь лет принял монашеский постриг. Для отражения натиска дьявола преподобный Серафим взял на себя подвиг столпничества: уйдя из монастыря, каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу (который
сохранился и доныне) и молился с воздетыми к небу руками. Днем же он молился в своей келье на небольшом камне, сходя с него только для отдыха и подкрепления тела скудной пищей.
Весной 1810 года он вернулся в обитель, а в 1825 году по
откровению Матери Божией стал принимать у себя людей, наставляя,
утешая и исцеляя их. Неоднократно преподобный Серафим
сподобился видеть Царицу Небесную с сонмом служащих Ей апостолов
и святых. Отошел ко Господу в 1833
году. В 1903 году при стечении 300 тысяч богомольцев состоялось
обретение мощей старца и официальное его прославление в лике святых.
В 20-е годы прошлого столетия мощи были осквернены и потеряны. Вновь обретены они были в 1990 году в Санкт-Петербурге среди экспонатов
бывшего музея истории религии и атеизма и
летом 1991 года торжественно
перенесены в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (Нижегородская
область).
К сожалению, имя этого святого вы не встретите ни в
одном светском учебнике истории. А между тем
к великому угоднику Божиему, обосновавшемуся в
глухомани нижегородских лесов, ежегодно приходили тысячи людей. Были
среди них и самые известные, самые знатные,
в их числе – император Александр I. Все имели нужду в светлом старце.
А он, современник злоупотреблений крепостного права, притеснения простых
людей, выговаривал сильным
мира сего за бессердечное и грубое
отношение. И нарочно при помещиках,
которые приезжали к нему со своими
слугами, относился к крепостным с нежностью, лаской, отворачиваясь иногда для этого от самих господ. Зная, что у одного генерала плохие управляющие и крестьяне заброшены,
старец уговорил близкого ему человека Мантурова (того самого,
который обнищал, когда строил Дивеевскую церковь) ехать в это имение в качестве управляющего. И Мантуров
очень скоро поднял благосостояние и
имения, и самих крестьян.
По свидетельству очевидцев, батюшка Серафим буквально
дышал любовью, снисхождением и всепрощением.
Он был так ласков, что при виде приближающихся к нему
людей от переполнившей его святой любви чуть ли не бежал к ним. Во всяком человеке старец видел стоящего за ним Сына Божия и чтил, быть может, еле тлевшую, но все же обязательно присутствующую, в нем искру Божества. Сам не судя людей,
отец Серафим не терпел и в других
осуждения. И когда, например, слышал, что дети начинали осуждать родителей, он закрывал немедленно рот этих осудителей
рукой своей.
Впрочем, был однажды случай (см. рис.), когда батюшка
Серафим очень
сурово обошелся с офицером, попросившим у
него благословения. Преподобный не только не дал своего благословения, но и велел уходить прочь. После этого старец пригласил своего ученика к источнику:
– Вот видишь, как возмущен этот источник, вот так же этот человек, который приходил, хочет возмутить
Россию.
Батюшка Серафим прозрел в офицере будущего участника декабристского мятежа – тайного врага церкви, Отечества и государя и изгнал
его из своей обители.
...Когда атеисты потешаются над христианами по поводу
того, что те верят в рай, которого якобы никто
не видел, они глубоко заблуждаются. Увидеть Царство Небесное сподобились многие
угодники Божий.
Например, апостол Павел, который
лишь пояснил, что райскую благодать и
радость невозможно выразить словами.
Сподобился побывать на небесах и
преподобный Серафим Саровский. Вот его рассказ:
– Я, убогий, возжелал видеть небесные обители и молил Господа Иисуса Христа, чтобы показал мне эти обители. Только не знаю, с телом или кроме
тела, Бог весть – это непостижимо. А о той радости и сладости, которые я там вкушал, сказать
невозможно... Если бы ты знал, (слова адресовались одному иноку – Примеч. ред.), какая
радость ожидает душу праведную на небе,
ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби,
гонения, клевету; если бы келья наша была полна червей и черви
эти ели бы плоть нашу всю временную жизнь нашу, то надобно бы было
на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости.
Если сам апостол Павел не мог изъяснить той Небесной славы,
то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горного селения.
Произнося эти слова, старец поник головой, водя рукой около
сердца. Лицо его до того просветлело, что нельзя было
смотреть на него.
Как низшему не познать высшее,
так невыразимо небесное земными словами. Как писал по этому
поводу поэт и философ Владимир Соловьев, «О, что значат все слова и речи
перед вечною недвижною судьбой!»
«Праведники вовеки живут» – пишет псалмопевец Давид. Иными
словами, святые угодники, ушедшие в мир иной, таинственным
образом сохраняют связь с нашей земной жизнью. Ни время, ни
события внешней истории не властны над теми, кто с Богом, кто
действует данной Им благодатью. Среди них – и преподобный старец Серафим. С годами число тех, кто приезжает поклониться его святым мощам, окунуться в его целебных источниках, не только не уменьшается, но напротив, возрастает. Ибо знают люди, что светлый старец обязательно услышит их молитву, утешит и поможет избавиться от невзгод и сомнений.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№32(401)2007