Свержение Перуна
28 июля – память
равноапостольного князя Владимира (умер в 1015 году), крестителя Киевской Руси.
Прежде чем киевский князь принял
христианство, к нему приходили проповедники из многих стран –
булгары-мусульмане, жившие за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и православные
греки. Именно последние произвели на Владимира
наиболее сильное впечатление. Особенно, когда один из греков в заключение
беседы показал ему картину Страшного суда. Однако, не доверяя собственному
рассудку, князь отправляет десять своих самых доверенных и мудрых мужей в те
страны, откуда к нему приходили проповедники, испытать на своих ощущениях, чья
же вера лучше. Более всего князю пришелся по душе рассказ послов, вернувшихся
из Константинополя:
– Были мы на службах в византийских
храмах, – говорили послы, – и не знаем, где мы были: на земле или на небе.
Согласились с послами и бояре: «Если
бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя
Ольга – мудрейшая из людей».
Однако, решив принять Святое Крещение,
Владимир вовсе не желал подчинять Киевскую Русь грекам. Более того, он пошел на
них войной и взял город Херсонес, после чего потребовал у византийских
императоров Василия и Константина руки их сестры, царевны Анны. И только когда
получил ответ, что царевна может выйти замуж лишь за христианина, князь
официально объявил о желании принять христианство. Однако прежде чем свадьба
состоялась, произошло удивительное событие: неожиданным образом жених был
поражен слепотой. И подобно апостолу Павлу в полной мере познал свою духовную
немощь перед истинным Богом и потому усердно готовился к Таинству Крещения. При
крещении князь был наречен Василием, а при выходе из купели прозрел, воскликнув
от радости: «Теперь я познал истинного Бога!»
О том, что происходило в Киеве после
возвращения Владимира, рассказывается в летописи «Повесть временных лет»:
«Придя в Киев, повелел Владимир кумиров (языческих славянских богов – Прим,
ред.) неиспровергнуть: одних изрубить, а других огню
предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его к
Днепру... и приставил 12 мужей бить его жезлием. И
это не потому, что дерево чувствовать может, но на поругание бесу, который
обманывал людей в этом образе, – дабы принял он возмездие от людей». Надо
заметить, что за действиями Владимира стояли и древние традиции: река, куда был
сброшен Перун, а также другое киевское божество Белее, у многих народов
символизировала путь с «этого» на «тот» свет, и именно ее водам доверяли люди
то, что должно было сгинуть – покинуть навсегда «этот» мир. Не случайно и то,
что Перун был привязан к хвосту коня, который, по поверьям многих народов,
является одним из главных «проводников» на «тот» свет.
Вот как покидало язычество Киев и
всю Русскую землю. А за свержением идолов последовало и крещение народа.
Произошло это в 988 году. «И видна была радость на небе и на земле о стольких
душах спасаемых, – писал преподобный Нестор летописец, автор уже упомянутой
«Повести временных лет». – Сколько радости! Сказал Господь: «Радость бывает на
небе и об одном раскаявшемся грешнике». Здесь же не один и не два, но
бесчисленное множество к Богу приблизилось, просвященные
святым крещением». Летописец приводит и слова Владимира по поводу великого
события: «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сил и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как
познали тебя христианские страны! Утверди в них веру правую и непорочную и мне
помоги, Господи, на супротивного врага, да надеясь на Тебя и на державу Твою, одолею козни его». День Крещения стал поворотным днем
в жизни не только Киева, но и всей Русской земли. С него практически начинается
отсчет нашей христианской истории.
Русь позже остальных народов Европы
приняла новую веру. Подобно последним работникам из притчи Иисуса Христа,
нанятым хозяином для работы в своем винограднике. В этой притче Царство Божие представлялось под образом домохозяина. Сговорившись
с первыми, нанятыми поутру (по динарию
за день), он при расплате дал по динарию и тем, кто начал работу не с утра, а
значительно позже. И когда пришедшие первыми стали роптать, что, дескать, они
работали дольше, поэтому должны больше и получить, домохозяин ответил одному из
них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли вы договорились со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и
тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив
оттого, что им добр? (Мф. 20,1 – 16).
Смысл этой притчи в том, что в деле
спасения человека так мало делается самим человеком, что о вознаграждении по
долгу не может быть и речи. Господь вознаграждает не по долгу, а по благодати.
Поэтому, кто меньше подвизался в исповедании веры может
получить не меньше много подвизавшегося. Многие страны и народы, в частности
северной Африки, Ближнего Востока, ранее других принявших христианство, со
временем обратились в другую веру. А те, кто принял Христа позже других, хранят
и берегут ее – и по сей день. Но смысл этой притчи касается и каждого
отдельного человека. Господь ждет, долготерпит и
радостно встречает в Своем райском винограднике даже
тех, кто пришел к Нему поработать уже на склоне своих дней, изгнав из своей
жизни многочисленных кумиров, как это сделали наши предки.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№31(340)2007