От Савла к Павлу
12 июля – 1940 лет со дня мученической кончины первоверховных славных и всехвальных апостолов Петра и Павла (67 год н. э.). За исповедание христианской веры первый из них был распят вниз головой, второй – обезглавлен. Жизнь апостола Павла – это история чудесного
превращения религиозного фанатика в исповедании древней иудейской веры в одного из столпов христианства, которое он в молодости слепо ненавидел,
но за которое на склоне лет без раздумий отдал
земную жизнь.
Первым же христианским мучеником был главный диакон (архидиакон)
Иерусалимской Церкви Стефан – молодой человек, получивший
в свое время греческое образование и обширные познания в области
иудейской религии. Благодаря этим и другим дарованиям в тридцать
с небольшим лет он стал выдающимся проповедником учения Христа.
После двенадцати апостолов Стефан был первым, кто получил от
Бога дар чудотворений для подтверждения истинности своих слов.
Помогал неимущим, вдовицам, немощным, он исцелял
их от болезни, укреплял веру. Все попытки раввинов победить
молодого архидиакона в диспутах оканчивались неудачей, ибо
Стефан пребывал в Духе Святом, дававшем ему мудрость, которой никто
не мог противостоять. Однако, потерпев поражение в открытых диспутах,
ненавистники христианства организовали с помощью клеветы заговор
против Стефана. Без вынесения приговора, без санкции римского
наместника в Иудее архидиакона обвинили в богохульстве
и потащили на страшную казнь – побивание
камнями.
Особенность этой казни заключалась в том, что не нужно было
искать палача – обычные люди, воспламенившие
в себе до умопомрачения религиозную ненависть, состязались
в том, кто сильнее и ловчее поразит камнем живую мишень. Чтобы
было удобнее бросать камни, палачи сняли с себя верхнюю одежду
и поручили сторожить ее молодому фарисею по имени Савл, к слову, родственнику
архидиакона. Если бы не эта обязанность, Савл
непременно бы принял участие в побоище, презрев даже родственные узы.
В это время окровавленный мученике перебитыми костями
в последние минуты своей жизни нашел в себе силы подняться
на колени и помолиться за своих убийц:
– Господи! Не вмени им греха сего...
Однако смерть Стефана не уменьшила ярости гонителей, и они стали преследовать христиан по всему Иерусалиму. Особым же рвением в этих гонениях
отличался Савл. Синедрион, оценив его ревность, предоставил ему самые широкие полномочия в борьбе с учениками Христа. Вместе с другими фанатиками он врывался в частные дома тех, кого подозревали в причастности
к Церкви Христовой, и тащил их в
тюремные застенки. Среди христиан имя
Савла произносилось с ужасом. Кровь первых
христианских мучеников побуждала Савла охотиться за
ними уже за пределами Иерусалима.
Узнав, что в Дамаске образовалась многочисленная
община последователей учения Христа,
он со своим отрядом без раздумий
отправляется в этот город, чтобы
уничтожить общину.
...Дамаск уже виднелся вдали, когда отряд внезапно ослепил
необыкновенный свет с неба, затмевающий даже
лучи солнца. Упал на землю и ослепленный светом Савл.
А очнувшись, он увидел в чудесном
сиянии Человека.
– Савл! Савл! Что ты
гонишь Меня, – обратился к нему Человек.
– Кто Ты, Господи? – произнес Савл,
никогда не видевший Христа.
– Я Иисус, Которого ты гонишь.
Савл
был потрясен: перед ним Иисус из Назарета,
значит, Он действительно воскрес!
– Господи! Что же повелишь
мне делать? – еле прошептал он и услышал в ответ:
– Встань и иди в город, там
тебе будет сказано, что делать.
После этих слов божественный свет померк, а Савл с ужасом обнаружил, что ослеп. В Дамаске
его оставили в одной еврейской семье, где он не ел, не
пил, а лишь молился Богу, каясь за свои преступления против христиан. В то
время в Дамаске жил один из учеников Христа по имени Анания. Найдя Савла
вконец изнемогшим от покаяния и поста, он возложил на раскаявшегося
гонителя руки в знак сообщения ему благодати Божией:
– Брат Савл! Господь Иисус, явившийся
тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого
Духа.
И тотчас Савл исцелился, принял
от рук Анании святое крещение
и получил имя Павел. Вскоре он сам стал проповедовать
учение Христа в Иерусалиме и Дамаске, Аравии и Греции, Малой
Азии и Македонии. Не огнем и мечом, как Савл, а
кротостью и любовью, укрепленный Духом
Святым, Павел и другие христиане завоевывали умы и сердца людей.
Вот лишь один характерный пример. Однажды отряд римских
легионеров остановился на отдыхе в селении, жители которого
оказались на редкость дружелюбными: они охотно угощали уставших
воинов молоком и пищей, хотя не обязаны были это
делать. А потом отвели легионеров в прохладное место, где можно
было поспать, укрывшись от палящего солнца. Воин по имени
Пахом удивленно спросил своего командира (центуриона):
– Почему они такие добрые?
– Да это христиане. Они со всеми такие... — отмахнулся
старый солдат.
Именно с этого момента римский воин Пахом заинтересовался идеями
христианства, став впоследствии великим угодником Божиим
– преподобным Пахомием Тезавиархом.
В одном из
своих посланий апостол Павел дает
определение истинной христианской
любви, своеобразное завещание, как
надо жить и относиться к ближним: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется
неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего
надеется, все переносит» (1 Кор. 13,
4 – 7).
Иметь бы в наших сердцах хоть каплю такой любви...
В. НИКОЛАЕВ.
Б№(398)2007