Наш день влюбленных
Любовь - чувство
святое, дар Божий. К сожалению, в наше время происходит подмена понятий, и под
этим святым чувством часто подразумевают банальную страсть или откровенный блуд.
Что может быть кощунственней и циничней фразы: «Заниматься любовью»!
Из этой же «серии пришедший к нам из
США праздник так называемого святого Валентина. С дискотеками, идиотскими конкурсами на самый затяжной поцелуй, самое
быстрое раздевание и т. п. «Так называемый» – потому что в этот день (14
февраля) ни православная, ни католическая церковь не отмечает день этого
святого (у протестантов же понятие святости вообще отсутствует). Большинство
наших сограждан, увы, благосклонно относящихся ко «дню святого Валентина», не
ведают, что «праздник» сей был попросту выдуман
горсткой заокеанских гомосексуалистов для того, чтобы оправдать и узаконить
свои содомистские карнавалы. Бизнес быстренько смекнул, что на этих вакханалиях можно делать баснословные
деньги, и обеспечил им с помощью рекламы «зеленый свет» по всему миру. А мы в
России, стране с многовековыми традициями, как глупые телята скачем, веселимся,
заставляя это делать даже детей в школах. Между тем на Руси издревле
существовал и существует православный день влюбленных – праздник истинной любви
и верности, день памяти святых праведных Петра и Февронии.
День православных влюбленных
8 июля – день памяти
благоверного князя Петра и княгини Февронии,
Муромских чудотворцев.
Добрая, крепкая семья
– это главная цель и главное богатство человека в земной жизни. Поэтому
хорошего супруга нужно, как это делали наши благочестивые предки, вымаливать у
Господа, Богородицы, святых угодников Божиих,
покровителей семейной жизни. Например, святых Петра и Февронии.
Из глубины веков дошла к нам удивительная история их верности и любви.
Древняя Русь, 1228 год. Муромский
князь Петр давно и неизлечимо болен неизвестной болезнью – тело его покрыто
коростой (струпьями) и язвами. Не один лекарь в бессилии опустил руки перед страшным
недугом, из-за которого обезображенный правитель даже не смел
выйти в город. И только верные слуги где только можно
искали человека, который бы излечил его. И вот в одной деревеньке с
удивительным названием Ласково они зашли в дом, в котором увидели девушку не
только редкой красоты, но и, как оказалось, редкого ума. На вопрос, где ее
родители, красавица ответила: «Ушли взаймы плакать». И в ответ на недоуменные
взгляды гостей пояснила:
– Мать и отец на похороны ушли и там
над покойником плачут. А когда они уйдут из жизни этой, то и над ними будут
плакать. Это и есть плач взаймы.
Но еще больше поразила слуг князя
девушка тем, что знала причину их визита:
– Вы ищете того, кто исцелит вашего
господина. Так вот, если он будет кроток и мягкосердечен, то исцелится. Только
пусть приедет ко мне. А звать меня Феврония.
Когда князь приехал в Ласково, девушка через его слуг
поставила условие: за исцеление от недуга господин должен жениться на ней. Надо
ли говорить, сколь тяжело было князю дать свое согласие, но болезнь уже не
только обезобразила его тело, но и лишила сил – к Февронии
его привезли на повозке. А дальше, как повелела девушка, он вымылся в бане,
помазался целебным снадобьем, и струпья спали с его тела, ушла боль, появились
силы.
Но, удивительное дело, большой
радости от этого князь Петр не испытывал. Он так и не увидел девушки, а
раздумья о том, как его родня, бояре воспримут известие, что он берет в жены
крестьянскую дочь, побудили его нарушить данное слово. Петр решил попросту
откупиться от Февронии, отправив ей богатые дары. Но
девушка даже не взглянула на них:
– Скажите князю, что он не по правде
поступает и есть над нами Тот, Кто это видит.
Пришлось князю забирать свои подарки
обратно. А через месяц страшный недуг вновь изуродовал его и приковал к постели.
И тогда он понял, что это кара Господня за нарушение уговора, за то, что не
хочет жениться на девушке низкого происхождения. И тогда князь приказал опять
отвезти его к Февронии. А родственникам да боярам
сказал:
– Разве не все мы дети Божии? Для Бога нет ни богатого, ни бедного, ни князя, ни
слуги, ни смерда, ни боярина.
И вновь исцелила князя Феврония. И когда тот увидел свою суженую – красивую,
статную, с длинной русой косой, с любящими глазами, то понял, что уже ничто их
не разлучит. На свадьбе гулял весь Муром. Но главная радость для народа была в
том, что молодая княгиня оказалась необычайно доброй. Любила простой народ, из
которого сама вышла. Заботилась о нем. Таким же добрым хозяином в своем
княжестве был и князь Петр. Не в сундуки и закрома богатели супруги, а в
христианских добродетелях.
Однако не всем по душе было
правление Петра и Февронии. Зависть и злоба, алчность
и жажда власти побудили бояр поднять смуту в княжестве. Князю было поставлено
условие: если хочет и дальше княжить, то пусть избавляется от Февронии и возьмет себе в жены равную
по происхождению – из княжеского или боярского рода. Но Петр, памятуя
евангельские слова о том, что муж и жена одна плоть, не пожелал оставаться в
Муроме без любимой Февронии. На простом деревянном
суденышке с верными им людьми князь с княгиней по Оке-реке покинули город.
Но недолго праздновали победу их
недоброжелатели, которые вскоре сами передрались и перебили друг друга в борьбе
за власть. Да и простой народ одумался и, изгнав навязанного им правителя,
отправил послов к Петру и Февронии с просьбой
вернуться в Муром...
Время правления святых супругов –
время наивысших расцвета и благоденствия Муромского княжества. Как любящие отец и мать относились Петр и Феврония
к своим подданным. Одевали, кормили нищих и убогих, лечили больных, сирот
устраивали в благочестивые семьи. Собственно, весь Муром жил как одна большая
семья. Колокола созывали народ на службу, все дети учились в воскресных школах
при монастырях и храмах. По молитвам князя и княгини Господь одаривал муромскую землю щедрыми урожаями, а сами супруги, уже
достигшие преклонных годов, молили для себя Бога только об одном: чтобы их
кончина была в один день и час. Зная, что приближается их последний день, Петр
и Феврония завещали похоронить себя в одном каменном
гробе с двумя ложами с перегородкой.
Господь внял молитвам праведников и
призвал их к себе в один день и час. Вот только подданные нарушили завет своих
господ и положили их в разные гробы, оставив их по православному обычаю на ночь
в церкви. Каково же было их удивление, когда наутро тела супругов оказались в
одном гробу. Поудивлялись люди, но опять положили
тела Петра и Февронии отдельно. Но вновь Господь для
вразумления нерадивых слуг явил Свое чудо: наутро
святые снова лежали в одном гробу. Так их и похоронили. Но чудеса продолжались.
Все, кто с верою приходил к их гробнице, получали исцеление от недугов, помощь
в семейных неурядицах. Эта помощь идет к нам и по сей
день.
Особенно угодникам Божиим надо молиться тем молодым людям, которые намереваются
создать или уже создали семью.
Удивительные святые. Они не
совершали аскетических подвигов, не приняли мученическую кончину за веру.
Однако их подвиг не менее значим у Господа. Это подвиг верности и любви,
согласия и заботы друг о друге. То, на чем и должна строиться и стоять семья –
наша малая церковь.
О, святые благоверные княже Петр и княгине Феврония,
молите Бога о нас!
В. НИКОЛАЕВ.
Б№28(397)2007