Заветы святого затворника
29 июня — перенесение
мощей святителя Феофана, Затворника Вышинского (2002 год).
На Поместном Соборе
Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан
Затворник (1815 – 1894) был причислен к лику святых. Он оставил нам поистине
драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской
нравственности, глубочайшие толкования Священного Писания. Уже
будучи в сане епископа, святитель последние 22 года своей жизни провел в
затворе – затворившись в монашеской келии Вышинской пустыни Тамбовской
губернии. Он устроил в ней малую церковь, где проводил дни в богослужении и
молитве, подвигах телесных и духовных, а также трудах писательских.
Особое место в наследии подвижника православной веры
занимают
его письма к разным лицам – от сановников до
крестьян, просившим у него совета
или духовной помощи, утешения в скорби, облегчения в бедах. Ежедневно почта приносила ему от 20
до 40 писем, и епископ Феофан обязательно
отвечал на каждое из них, чутко
угадывая состояние и нужды писавшего. Он обладал удивительным даром просто, ясно и лаконично говорить о самых глубоких и сложных вещах. Сегодня
мы познакомим читателей газеты лишь с
некоторыми из бриллиантов мыслей
пастыря, богослова, философа,
писателя, которые в изобилии рассыпаны
в его трудах и переписке.
«Бог
никого не оставляет. У него все дети. Нет
пасынков. И тяжелые случайности и
состояния – все на
добро нам посылаются».
«О пище... Положите законом – выходить
из-за стола немного голодным. Злая раба – плоть будет чувствовать,
что над нею есть властная рука... Это самое лучшее пособие
к тому, чтобы было тело всегда бодро, трезвенно и
свежо. Великое есть сие дело!»
«Вечно ли зло или оно будет побеждено?
Читайте, что пишется в Евангелии. Придет Второе
Пришествие, Господь и сотворит Суд: праведных
введет в вечное блаженство, а грешных выгонит в ад на муку
вечную. Добро восторжествует, но зло не превратится в добро и примет должное воздаяние».
А вот что советует святитель тем, кто всуете дел, как
говорится, не знает, за что хвататься, и оттого весьма печалится
или даже раздражается: «Осуечение
составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело
делается, а сотни толпятся в голове. Надо все те
прогнать, а одно дело делать, и притом руками делать, а умом быть в
своем месте».
О ревности
духовной, о том, чтобы не оскудевала вера,
святитель говорил так: «Она –
огонь. Огонь поддерживается
дровами. Дрова духовные – молитвы».
В письмах епископа Феофана нет скучной назидательности, сухого морализма,
в них нередко можно встретить и блестки светлого юмора. Вот как с
шутливым вздохом он отмечает попытки самонадеянного человеческого ума проникнуть в неизреченные и неисследимые тайны Промысла Божия о судьбах мира, о жизни и смерти того или иного человека. «Нынче удержа
нет от совопросничества.
Ум наш – комар, а все
пищит!» А это характеристика
нашего языка: «Язык?! Нет зловреднее вещи
под небесем. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало (хоть бы булавка). Тогда бы он посмирнее был, а то как
машинка, что песенки поет.., как
завели и пустили и... пошла тилиликать».
Вот бы эти
слова да озвучить охочим до «перемывания костей» гражданам, а особенно ведущим и участникам многочисленных и пустопорожних теле-шоу или радиопередач, вот уже где треп – всем трепам
треп. И нет от этого трепа спасения,
если ты на свою беду оказался в
маршрутке, водитель которой везет вас
с включенным на весь салон радио.
– Алло! Как вас зовут?
– Вася.
– Замечательно. Вася, у вас прекрасное имя. А что у тебя
сегодня было на
завтрак?
Вася
обстоятельно отвечает. После ведущие радиоэфира выясняют, есть ли у парня девушка и интересуются размером ее бюста. Вопрос о наличии подруги неслучаен: если дозвонившийся радиослушатель ответит на вопрос, то получит право отужинать бесплатно в ресторане со своей девицей. А вопрос
о бюсте, по замыслу радиоведущих,
добавляет радио-трепу ту самую пикантность,
которая привлекает внимание вольных
или невольных потребителей означенной
радио-галиматьи. Но здесь уже, дабы приструнить языки пустобрехов радиоэфира, одной
булавочки святителя Феофана будет
недостаточно. Тут уж без хорошего
шила в известное место не обойтись. И
не только пустобрехам, но и хозяевам радиоканалов, заполонивших эфир
пошлой болтовней.
Однако грех совершают и те, кто добровольно тратит свою
жизнь на просмотр и прослушивание пустых или откровенно
развращающих теле-, радиопередач. Ведь на
Страшном суде человек будет отвечать за каждую минуту
прожитой жизни. Во что же превращаем мы эту дарованную Богом жизнь!
В одном из писем женщина жалуется на скуку жизни и просит совета о том, как избавиться от эгоизма. Святитель отвечает (и его слова могут быть адресованы многим из нас): «Чем занять себя?
Главное, имейте всегда работу.
Затем читайте. Еще: возумейте наслаждаться природою –
всякое время года имеет свои прелести. Сумейте их найти и восчувствовать. В сем мудрость... Еще что можно? Сделайте из себя сестру милосердия для своего села: бывайте там, где
беднота, болести, горести... и помогайте, сколько и как можете. Это занятие отраднейшее! Разве только вы закаленная эгоистка?! Но если вы
точно такая, то не ждите счастья,
хоть бы вы были засыпаны золотом и серебром. Сего злодея – эгоистку убить надо. Если вы сами не убьете, то Господь – молот за молотом будет посылать (всякие неудачи), чтоб разбить сей камень».
В. НИКОЛАЕВ
Б№27(396)2007