Небесные заступники Руси
10 июня – праздник в честь всех святых, в земле Российской просиявших. Он отмечается каждый год в неделю вторую по Пятидесятнице.
Святые угодники Божии: кто они, чем отличаются от подавляющего большинства людей?
На
эти вопросы в свое время ответил в своей книге «Идеалы христианской жизни» замечательный духовный писатель Е. Поселянин (псевдоним Е. А. Погожаева; 1870 – 1932), к сожалению, практически неизвестный в наше время.
Отрывки из упомянутой книги мы предлагаем вниманию читателей «Беседки».
Святые – это люди, которые довели в себе исполнение христианских заповедей до последних их выводов, угадавшие и усвоившие себе высшую совестливость, мешающую человеку наслаждаться чем-нибудь таким, чего нет у другого человека... У меня дворец, у меня сказочная
роскошь, другой
– без пристанища, без одежды, без насущного хлеба...
Могу
ли я быть спокойным? Меня будет грызть совесть, пока я не уравняю нашего положения. Дать всем бедствующим то, что у меня есть, – на это не хватит никаких американских миллиардов. Средство одно – стать самому в состояние тех же лишений, той же ограниченной жизни. И вот почему мы видим, что святые с какой-то изощренностью отказываются от всех земных преимуществ и, раздав все свое имущество бедным, этим не ограничиваются, а еще начинают работать для них. Для истинного христианина есть какая-то отрада в том, чтобы делить со Христом Его уничиженное положение на земле.
Преподобная Ефросиния, княгиня Полоцкая, живя в затворе на полатях Спасского храма Полоцкой обители, занималась дорого тогда оплачиваемым трудом переписки священных книг и посылала их епископу. Он их должен был продавать и вырученные деньги распределять между бедными.
Преподобный Никола Святоша, сын
черниговского князя, первый из русских князей принял иночество. Он добровольно проходил разные послушания в Киево-Печерской обители: три года работал на братию в поварне, сам рубил дрова, носил из реки воду на плечах своих и приготовлял братскую пищу. Потом он служил привратником монастырским, как сторож, не отходя никуда, а для отдыха садился на кучу сора. После этого стал прислуживать на трапезе. Когда родственники его через близкого князю врача уговаривали его не срамить их такой жизнью, он отвечал:
– Если никто из князей не поступал так прежде меня, то пусть я буду вождем в этом деле. И кто захочет, пойдет по следам моим. Благодарю Бога моего, что Он освободил меня от работы мирской и сотворил слугой Своим, блаженным черноризцем.
Вот высокая жажда принизить себя для Бога, стать равным последнему по мирскому положению человеку, сбросить все земные отличия перед святыней Христова креста... Как утончается дух в таких подвигах, как широко растворяется сердце, как обостряется понимание чужой жизни, чужого страдания!
Чутким слухом, прозорливым умом праведники при жизни видят не только лиц, непосредственно приходящих к ним, но видят страдания и вдалеке таких людей, которые у них никогда не были и о которых не могли слышать. В последние годы жизни оптинского
старца Амвросия привезли к нему расслабленного крестьянина Гаврилу, который ползал по земле. Отец Амвросий явился ему в той деревне, где он жил, и призвал его к себе.
Советами, охраной, мыслями, предупреждениями своими – святые при жизни широко служат людям. И как нежно и заботливо служение их!
Прибежал однажды в Саровскую пустынь крестьянин и спрашивал у всякого попадавшегося ему навстречу инока:
– Батюшка, ты, что ли, Серафим?
Когда
ему
указали на старца, он упал ему в ноги и закричал:
– Батюшка,
у меня
лошадь украли. Не знаю, как теперь буду семью кормить. Я без нее стал нищим. А ты, говорят, угадываешь.
Старец ласково прижал к груди
его голову и сказал:
– Огороди себя молчанием. Иди в село. – Старец назвал то село. – Как станешь подходить к нему,
свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома. Там ты увидишь калиточку, войди в нее, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча.
Лошадь была
найдена.
Укоряли и смеялись
над одной крестьянкой, которая при народе, ожидая благословения уже упомянутого оптинского
старца
Амвросия, стала кричать ему:
– Батюшка,
у меня
индюшки все
мрут. Помоги, чтобы не умерли.
И старец дал ей совет. Он понимал, что для нее вопрос о жизни индюшат так важен, как для крупного мирового купца важен приход в безопасности идущих из другой части света кораблей.
Я
застал еще
в
живых в Дивеевской обители одну древнюю инокиню, которая в раннем детстве приходила со своими односельчанам в Саров. Отец Серафим стоял на лесном пригорке, когда они завидели его. Радостно замахав руками, он стал кричать им: «Грядите, грядите ко мне», и наконец, словно не выдержав напора усердия своего и любви к этим шедшим к нему людям, он сам побежал им навстречу.
Так вот теперь, лежа мощами своими в раке среди собора, в неугасимых огнях, зажженных усердной рукой, неужели не встречает он, как встарь, приходящих к нему богомольцев, не бежит к ним навстречу с ободряющим зовом: «Грядите ко мне, грядите», не берет на свои руки, чтобы прижать к своей груди приводимых к раке его невинных детей, шепча им, как шептал тогда давно отошедшему теперь поколению: «Сокровища мои, сокровища...»
Тот, кто вступил в общение с этим изумительным святым, тот должен был чувствовать не раз в своей жизни присутствие и действие его над собой. Как птица, охраняющая гнездо своих птенцов, он вьется над теми, кто доверился ему раз навсегда в своей жизни, призвал его на помощь, кто постоянно помнит о нем.
Если бы только мы верили – необоримо и крепко, что вокруг нас собран громадный мир святых, из которых всякий только и ждет, чтобы мы его призвали, чтобы мы дали ему участвовать в нашей жизни, чтобы начать благое на нас воздействие! «Душа душе весть подает». Сегодня верующий помолился праведнику, почтил его, ничего у него не прося и не имея в данную минуту вообще ни к кому никакой просьбы. А завтра, или через месяц, или через год, или через многие годы у этого человека какая-нибудь тяжелая нужда – и святой, которого он почтил, без его даже просьбы спешит на помощь. Или грозит
ему какая-нибудь внезапная и страшная опасность, которую он и не подозревает, и тот же святой заслоняет его своей чудотворной силой.
В
большинстве случаев даже у верующих людей нет правильного отношения к святым, и особенно нет правильного отношения к святым, имя которых они носят. Редко-редко даже в верующих семьях дети имеют иконы своих святых, и если призывают каких-нибудь святых на помощь, то постоянно обходят забвением своих ближайших покровителей. Конечно, всякий праведник, чье имя нарекается младенцу при крещении, считает его своим и готов о нем позаботиться. Но сами-то люди ничего не делают для того, чтобы привлечь к себе эту заботу.
Подготовил В.НИКОЛАЕВ.
Б№24(393)2007