Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ЖИЗНЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ 24.11.24

 

5 апреля 2010 года, Пензенский техникум железнодорожного транспорта, протодиакон Андрей Кураев:

 

 

– Сейчас у нас Пасха Христова. Христос Воскресе!

Хороший праздник: громкий, немножко хулиганистый, в том смысле, что в храме можно от души покричать, даже детишкам. Кроме того, у вас есть шанс издать самый громкий звук в своей жизни, не считая паровозного гудка: в эти дни по традиции на колокольне все, особенно дети, имеют право зайти и звонить до субботы. Так что боритесь за свои права, реализуйте их, прорывайтесь на колокольню и звоните! Кроме того, я призываю вас на этой неделе хотя бы раз прогулять занятия (аплодисменты), но не просто так, не ради перекура. Дело в том, что полунощный пасхальный крестный ход на этой неделе повторяется каждый день по утрам, около 10 часов, в каждом храме. И мальчики могут в нём участвовать, неся иконы, хоругви, а это тяжёлое дело. У вас есть шанс, кому это интересно, пройти на крестном ходу.

 

Это совсем не праздник весны. Потому, что природные, языческие праздники посвящены повторяющимся, цикличным событиям, связанным с природой. А необычность аврамических религий ещё с Ветхого Завета – люди стали переживать историю, как чудо. Не природу, а историю. Человек архаического сознания не отделяет себя от природы, живёт природной жизнью и потому его праздники связаны с миром природы. Если Бог обращается к человеку, то, по их мнению, именно через природу – через затмения, кометы, радуги, дожди, урожай.… А вот в переживаниях библейских пророков местом, где Бог открывается человеку, становится именно история. Попробуйте сделать выводы из истории своего народа, своей страны, потому что оказывается, что Бог – творец не только природы, но и нашей истории. И вот история Иисуса Христа – это история, которая не повторялась, она была только однажды – конкретно при Понтийском Пилате, в Символе веры это чётко называется, время и место, когда это было.

 

Значимость этого события не в том, что Христа распяли, и Он воскрес. Пасхальная весть приходит к нам не из прошлого, а из будущего. Лет 5 назад иду я по Бухаре, там русских почти не осталось, есть их немного в Навои, Учкудуке, а в Бухаре нет. Иду я в пасхальные дни, и навстречу идёт мальчик лет 15, явно русский, явно местный житель. Я пройти мимо не мог, и когда мы поравнялись, я сказал: «Братишка, Христос Воскрес!» Парень опешил. Он таких слов в жизни не слыхал, но он понял, что ему что-то доброе сказали, и ответил, как вежливый мальчик: «И Вам того же!» Более христианского пожелания я в своей жизни не встречал! Оно очень точное: для христианина весть о Пасхе Христа – это репортаж из моего будущего, не о том, что было когда-то, христианин надеется, что то, что произошло со Христом, произойдёт и со мной. Если Христос не остался в пространстве смерти, то и со мной может такое произойти. «Для хорошо организованного сознания смерть – это просто очередное приключение», – говорит один из героев книг о Гарри Поттере. Это очень точно, в этом и состоит суть: христианин должен стать соавтором своей смерти. То есть, в некотором смысле, христианин должен стать самоубийцей, не в том смысле, чтобы повеситься. Что такое смерть? Это то, что находит на меня, а я пассивен, как встреча мухи и её газеты? Или же я хотел бы чётко понимать, что со мной происходит в минуту смерти и идти к этой минуте? Чтобы она не просто случилась со мной. Была такая комсомольская песня-пожелание: «Если смерти, то мгновенной…» Ничего более антихристианского пожелать нельзя. Мгновенная смерть – это плохо. Был в русской философии в начале ХХ века такой юродивый – В. В. Розанов. Он однажды получил печальное известие: его племянник, молодой человек, погиб в ж/д катастрофе, и он пишет в своём дневнике: «Какая страшная смерть! Так животные умирают – не выболев, не выстрадав своих грехов». А последний великий русский философ ХХ века Мираб Мамардашвили сказал: «Как много людей умерло не своей смертью, т. е. смертью, из которой нельзя извлечь никакого смысла».

 

Человек отличается от животного тем, что он всё наделяет смыслом. Для волка боль равна боли, а человек свою радость и свою боль наделяет смыслом, переживанием, и тем самым создаёт мир культуры. Человеческая смерть – это та, которую я успел осознать, сделать её своей. Есть такое модное нынче слово «заложник». В церковном языке древности оно имело совсем иной смысл. До 18 века оно означало: человек, чей труп заложен хворостом. Если человек умер внезапно, не по церковному: на охоте зверь задрал, зимой в пути замёрз, утонул на рыбалке, в пьяной драке порешили… Если человек умер без исповеди и причастия, без соборования, без церковного напутствия, его не отпевали по-церковному и не хоронили на церковной земле, т. е. на кладбище, оно было при храмах. И тело такого человека увозили в лес, клали в яму и закладывали хворостом, чтобы тело дикие звери не съели. Но один раз в году, в 9-ю пятницу после Пасхи священник всё-таки приезжал к этой могиле, этого христианина отпевали и засыпали землёй, а рядом прихожане рыли братскую могилу для заложников следующего года и в неё складывали таких вот покойников. С той поры многое изменилось в церковной жизни в этом вопросе. Может быть, та практика до 18 века была слишком требовательной и жёсткой, но сегодня у нас другая крайность: отпевают всех подряд. И, честно говоря, мне стыдно перед Богом за это. Привезли в храм покойника, я должен произнести фразу: «Сие есть чадо мое по духу», т. е., мой духовный сын. Да я это духовное чадо первый раз в жизни вижу, это чадо моё в собственной пьяной блевотине захлебнулось, а я перед Богом вру: это мой духовный сыночек. Это я, что ли, так его воспитал?

 

Сегодня слишком либеральные правила в церковной жизни, неплохо было бы их ужесточить. Так вот, в традиционном церковном сознании смерть – это очень важно, это мой переход, нет, весь я не умру… Хорошо переходить последний рубеж в предельном сознании, как умирал академик Павлов. Но дело не в том, чтобы наблюдать за состоянием тела, а вот что с душой происходит? Смерть – это уход или приход? Смерть – это просто расставание с тем, что для меня привычно здесь? Или человек уже ощущает притяжение к чему-то другому? В Харькове есть очень старенький митрополит Никодим, он рассказывал мне историю своей молодости. Он служил в Аргентине молоденьким священником, там была довольно большая украинская община. Его позвали причастить умирающую от рака старушку. Он говорил мне: я с таким страхом шёл к ней, я понимал, что рак – это боль, и что я ей скажу, какие слова найду? Она ведь в 3 раза старше меня… А в итоге получилось, что она меня утешала: Владыка, как мудро Господь устроил, что даёт нам поболеть перед смертью, иначе не хотелось бы уходить из этого столь прекрасного мира…

 

Вот – куда мы уходим? С христианской точки зрения любая смерть была просто катастрофой: это уход в пространство, где нет человека, но нет и Бога, что называется ад. Ад – это блог в ЖЖ с тысячами записей, но без единого комментария. Что это значит? Что вы никому на фиг не нужны, и эти ваши записи тоже. Это символ полного одиночества. Врата ада заперты изнутри. Это не концлагерь, куда ангелы сгоняют грешников, это зона безлюбовности. Если ты никого не любил, кроме самого себя, ну и давай, люби себя самого дальше.

До прихода Христа все люди оказывались в такой вот изолированности от жизни – и телесной, и духовной. А суть распятья Христа в том, что Бог пришёл на землю, чтобы быть вместе с людьми. В том числе войти в человеческий опыт боли, скорби, смерти. Но там, куда входит Свет там всё освещается, и вот Бог через Христа входит в пространство смерти и смерть перестаёт быть только смертью, теперь человек и за её порогом может найти Христа. И в этом – радость Пасхи: теперь я не один перед лицом смерти, теперь не страшно умирать. В этом парадокс человеческого сознания, отношения к смерти.

 

Есть и другие модели ухода. Буддисты считают, что человек просто исчезнет, атомы распадутся, они между собой вступят в новые сочетания, но это уже будешь не ты. В буддизме нет теории переселения душ, т. к. у них нет понятия души – нечему переселяться. Человек просто растворится в пустоте. В иудаизме человек растворится в божестве, как капля дождя растворяется в океане, так и человеческая душа растворится в божестве. Даосы в Китае надеются, что человек может вечно жить в теле (медитативные практики). А ислам и христианство – пасхальные религии, мы полагаем, что душа сохраняет свою индивидуальность, она не исчезнет, не растворится, но при этом и тело нам Господь вернёт, но в изменённом виде. Пасха – это не просто праздник бессмертия, но бессмертия в теле, тело будет воскрешено, но уже с иными качествами, для иного космоса. В этом смысле у праздника Пасхи есть некое космическое измерение.

В Евангелии говорится, что по воскресении для Христа не было физических преград, Его тело проходило сквозь стены, Он мог исчезать и появляться, это называется духовным телом. Наше тело будет воскрешено в изменённом состоянии, в котором не будет изъянов, это будет тело, заточенное под другую Вселенную, не ту, в которой мы живём.

 

Есть закон сохранения энергии, закон сохранения вещества, закон сохранения такого-то импульса… и т. д. Одного нет – закона сохранения личности. Почему? Странно. Почему наша Вселенная так оберегла права любого атома и не оберегла права человека? Помните размышления князя Андрея после ранения: этот дуб останется после меня, а я исчезну… И мир даже не заметит, что я был и исчез. Это безразличие космоса к человеку вызывает протест философов, особенно христиански настроенных. Поэтому у христиан именно космическое переживание Пасхи. Хотя события в основе исторические, но перспективы – к чему это ведёт – серьёзные. Один Гагарин слетал в космос, а новая эпоха настала для всего человечества. Так же и здесь: один Христос воскрес, но это означает, что и для всего человечества возможно совсем иное будущее, другая перспектива.

 

Поэтому пасхальные дни наполнены радостью. Это догматическое содержание Пасхи. А есть ещё и то, что более знакомо вам – это фольклорное переживание праздника Пасхи: куличи, пасхи, крашеные яйца. Кстати, у вас яйца на Пасху катают? Никогда в жизни не видел, в чём тут смысл?

 

Пасху празднуют 40 дней. Это очень необычно для современного человека, в советские времена мы привыкли, что праздник длится 1 день. А в церковном календаре к Пасхе надо 40 дней готовиться и 40 дней праздновать. Что интересно, все эти 40 дней действует запрет в церковной жизни: нельзя становиться на колени: мы со Христом, мы у себя дома, мы сыновья, на колени становится раб, а в эти дни мы переживаем своё более высокое призвание: по слову Спасителя, мы уже не рабы, мы сыновья.

 

А теперь давайте вопросы.

 

 

– Ваше отношение к нецензурной брани.

– К брани любой у меня плохое отношение.

– Надо ли понимать буквально слова из Евангелия: если тебя ударили по левой щеке, подставь правую?

– Да. Именно так и надо понимать, но это для тех, у кого есть опыт духовной жизни, кому есть что терять. Если меня оскорбили, нанеся пощёчину, мне этим сделали массаж эпителия кожи, почесали, но если в ответ я сооружу трехэтажную конструкцию, это будет означать, что пощёчина достигла моего сердца. То есть, я умножу вред, который мне причинили. Эти слова Христа обращены к тем, у кого есть ощущение свое души.

– Обязательно ли ходить в церковь? Ведь Бог везде, можно верить в Него и дома.

– Безусловно, верить в Него можно где угодно. Вопрос в том, что в религии есть то, что человек делает ради Бога, а есть то, что Бог делает ради человека. В храм я иду не для того, чтобы Богу что-то отдать, молиться я могу где угодно – в автобусе, в классе, в лесу, а для того, чтобы получить от Бога то, что на языке Церкви называется Таинством. Это то, что Христос дал людям: накануне Своего распятия Он сказал: пейте, это кровь Моя Нового Завета, за вас и за многия изливаемая. Святое Причастие тела и крови Христа дома из холодильника достать нельзя. Поэтому в храм идём, чтобы научиться молиться. Бывает, что-то труднее сделать одному, нежели вместе. Надо у кого-то научиться, кому-то подражать. Во-вторых, надо учиться жить вместе, общинная жизнь в храме – это плюс. А главное – в храме я могу получить Таинство Христово, то, что сам я не могу сделать.

– Пасху празднуют православные, католики и евреи. Какой смысл праздника у каждого?

– У католиков и православных смысл Пасхи одинаковый. Евреи празднуют ветхозаветную Пасху – исторически это совсем другое событие. За 1000 лет до Христа евреи были в Египте, они находились в рабстве, работали там несколько столетий, а затем Моисей приходит к фараону и говорит такие слова: отпусти народ мой. И евреи убежали от египтян через Красное море, оно расступилось перед ними. Слово «пасха, пейсах»  по-еврейски означает избавление, т. е. евреи вспоминают то самое событие, причём, у них есть очень интересная легенда, которая не вошла в Библию, но она очень красивая и по-своему страшная.

Когда евреи подошли к Красному морю – ничего не произошло. Оно не расступилось. Что делать? Уже слышен стук колесниц армии фараона. И тогда один из еврейских старейшин бросился в мире – ничего не произошло. Он входит в море по пояс, по грудь… – ничего не происходит. Входит по шею – ничего, но он движется вперёд. И когда волны стали заливать ему ноздри, вот тогда и произошло чудо: море разошлось. Евреи понимают это так: такова сущность нашего бога: он являет себя только в минуту крайней опасности, крайней нужды в ответ на нашу крайнюю решимость и веру. То есть нельзя просто стоять на берегу и учиться плавать, нельзя стоять на берегу и ожидать чуда. Надо броситься в гущу риска. Новозаветная, евангельская Пасха – это тоже переход от смерти к жизни, но не от одной страны в другую, а речь уже о других измерениях мироздания.

– Как Вы относитесь к браку и детям в раннем возрасте?

– Хорошо отношусь. Церковная традиция в этом случае сходна с народной традицией и отличается от государственной. В старину так было: моется отец с сыном в бане, отец видит – сын уже не мальчик, пора инструмент к делу пристраивать, пора искать невесту. То есть, не ожидая паспортов, 18-летия. Ромео и Джульетте было 12 и 14 лет во времена их романа. Бывали и более ранние прецеденты. В 1453 году турки захватили Константинополь (Стамбул). Патриарх Григорий остался на месте, ему дали права, но через 2 года султан получил донос на Патриарха, оказывается, он венчал 3-5-летних детей. Дознание показало, что он так и делал. Но мотив действий Патриарха был своеобразный: в вопросах веры не может быть понуждения. Коран запрещает насильственно обращать людей в ислам. Но турки полагали, что эта заповедь не относится к детям. Их можно обращать, и возник институт янычар – налог, когда турецкие отряды приходили в греческие, болгарские, славянские сёла и брали маленьких мальчишек. Их свозили в некие кадетские корпуса, воспитывали их в исламе и они становились яростными воинами султана. И вот ко времени, когда пал Константинополь, эта практика была хорошо известна, и Патриарх Григорий нашёл против неё лекарство: он стал женить маленьких мальчиков. Приезжает отряд янычар в какое-либо греческое село, пробуют схватить мелкого мальчишку, а жители говорят: нет, его нельзя в янычары брать! – Почему? – А он взрослый, а в вашем коране написано: нельзя применять насилие. – Да он же без штанов бегает, ему 3 года всего» – Нет, он взрослый и он женат, вот справка от Патриарха. – А где его жена? – Вон на горшке сидит. И уезжали ни с чем. Так что Церковь плохо относится не к раннему браку, а к внебрачному сексу. Но это совсем другая история.

–Что является для человека самым главным в жизни?

– Познать самого себя.

– Верите ли Вы, что мы не одни во Вселенной? Как Церковь объясняет НЛО?

– Церковь отрицает НЛО именно потому, что знает: мы не одни во Вселенной. Гёте писал: «Мир духов рядом, дверь не на запоре». Мы не одни, есть мир ангелов, есть мир демонов. Между землёй и небом война, война без особых причин. Есть особая причина, ей имя – человек. Христианское убеждение в том, что война Бога и дьявола ведётся из-за человека. И на этой войне есть свои Штирлицы, есть свои ряженые. Когда тучи зла являются в виде ангелов и создают всевозможные секты, вот и вера в НЛО оттуда же

Нет проблемы – есть инопланетяне или нет их. Предположим, что где-то на Марсе есть живые существа. Что такое человек с философской точки зрения? Это воплощённый разум. Если просто разум без тела – это ангел, а человек – это душа плюс тело, не важно, какое тело. Предположим, есть планета, на которой живут существа. Мы верим в Бога, Который создал весь мир, значит и их создал тоже Он. Похожи эти существа на нас или нет? Если нет, т. е. в отличие от нас, они никогда не нарушали волю Божью и не грешили, тогда понятно, почему Христос пришёл к нам, а не к ним. Бог пришёл к больным, на самую больную планету во Вселенной Он пришёл, чтобы нас исцелить. Если же они похожи на нас и, подобно нам, оторвались от Бога, тогда жертва, которую принёс Творец всех миров на Голгофе,  принесена и за их грехи тоже, не только за наши.

– Действительно будет конец света в 2012 году?

– Ребята, смотрите телевизор. Конец света наступит тогда, когда «Дом-2» станут показывать по каналу «Культура». (Смех в зале).

– Что делать, чтобы не попасть в ад?

– Познать самого себя, я уже сказал. Где я? Что для меня самое главное? Что во мне от клише, которое навязывают мне реклама, школа, общество? Возраст самопознания – он самый главный. Если у человека центр тяжести будет не в животе, а в душе, тогда станет понятно, как не попасть в ад.

– Почему так трудно просить прощения?

– Потому что это действительно больно. Господу нужны наши сокрушённые сердца.

– Существует ли жизнь после смерти?

– Смерть – это роды. Бабочка и гусеница: тело – гусеница, потом оно отпадёт, вырастут крылья и у меня начнётся новая, другая жизнь.

Христос Воскресе

 

 

Записала Валентина ГРИШИНА

ФОТО – Валентины ГРИШИНОЙ

 

 

единый справочник телефонов города ногинска справочник телефонов г чебоксары справочник телефонов г большой камень на сайте адреса по домашний телефон по адресу казань справочник мобильных телефонов донецка справочник телефонов стерлитамак выкса справочник телефонов телефонная база билайн по спб он лайн справочник телефонов узнать справочник телефонов г липецка справочник адресов справочник телефонов города лиски искать справочник телефонов верхней пышмы программа справочник телефонный смс перехватчик проверить поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных справочник телефонов по г астана краткий автомобильный справочник 1994 ссылка найти номер телефона в германии справочник телефонов ильичёвска краснодар найти человека по номеру сотового телефона найти номер телефона по фамилии в харькове узнать по адресу и фамилии домашний телефон определение местонахождения по номеру мобильного телефона златоуст справочник телефонов г ногинск ссылка телефонная телефонный справочник калуги 2012 скачать справочник телефонов ленинск волгоградская область здесь харьков номера телефонов по адресу тут найти номер телефона по адресу томск определение широты и долготы местоположения справочник телефонов города тольятти как найти потерянный сотовый телефон как определить местонахождение абонента по номеру телефона ссылка компьютерные игры sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг