Возможен ли в Пензе
эрмитажный скандал?
Однозначного ответа на
этот вопрос пензенские музейщики не дают
Пенза давно уже почитается городом
музеев, а потому ЧП с похищением свыше 200 экспонатов из самого знаменитого музея
страны - Эрмитажа - воспринято у нас по-особому. Сразу же появилась масса
вопросов на тему: а насколько застрахованы от подобных происшествий наши музеи?
Чтобы разобраться с этой проблемой, наши корреспонденты отправились в самые
известные музеи области.
В «Тарханах» воров не боятся
– Я работаю в музее уже двадцать
лет, а должность главного хранителя занимаю с девяностого года, – говорит Вера
Ульянова, – за это время краж зафиксировано не было.
В музее насчитывается более 30 тысяч
экспонатов. Инвентаризация коллекций проводится регулярно.
– У нас очень хорошая система
охраны, - говорит Вера Ульянова.
В музее установлена трехуровневая
сигнализация и по периметру, и по объему. Все окна покрыты специальной противовандальной защитной пленкой, так что разбить их
непросто. Кроме того, в усадьбе работают камеры круглосуточного слежения,
благодаря которым всегда можно узнать, кто и в какое время зашел в музей или
хранилище. Порядок на территории заповедника контролирует милицейская охрана.
«Случай в Эрмитаже – черное пятно на
всей музейной братии!»
В пензенском краеведческом музее на случившееся в Санкт-Петербурге откликаются так:
– Событие в Эрмитаже - нонсенс. Это
черное пятно на всей музейной братии, – говорит заместитель директора Лариса Янушкевич. – В музее хранится более 120 тысяч экспонатов. И
у нас еще никогда не было недостачи! Каждый год мы подаем статистические
данные, по которым наша коллекция, наоборот, увеличивается, – с гордостью
отмечают сотрудники музея.
У краеведческого музея есть отдел, в
котором хранится часть коллекции, – это музей Ключевского. Там также существует
система сигнализации и охрана. По периодическим плановым проверкам все
экспонаты находятся в полном порядке, в целости и сохранности.
«Матрешки да лапти!»
– Что у нас украсть-то можно! –
такими словами нас встретили в музее народного творчества.
– Как что? Ценных экспонатов у вас
нет? – удивились мы.
– Матрешки, лапти и глиняные
изделия! – странно взглянула на нас сотрудница музея.
– Ну а охрана хоть имеется? –
допытывались мы.
– Конечно, есть, а как же! –
единственное, чего мы смогли добиться от неразговорчивой собеседницы.
– А как дела с проверками и с
недостачами? – все никак не хотели мы отстать.
- Инвентаризации у нас проходят
регулярно, – процедили нам в ответ, – все по плану министерства образования и
культуры.
Но неужели в нашем музее народного
творчества хранятся только безделушки? Для чего, собственно, тогда охрана? На
эти вопросы мы ответа, к сожалению, не получили.
«5 человек проверяют 26 тысяч
произведений»
Про систему охраны картинной галереи
имени Савицкого нам рассказал ее директор Валерий Петрович Сазонов:
– С момента основания галереи была
установлена сигнализация, которая служила основной системой охраны не один год.
За экспонаты в залах отвечали смотрители. Но после случая в 90-х годах
руководство музея пришло к выводу о том, что такой охранной системы явно
недостаточно. Тогда был украден этюд к картине известного французского
художника XIX века Теодора Руссо «После грозы». Стоимость работы оценивалась
сотнями тысяч долларов. Кража произошла за 30-40 секунд. Сторож моментально
подал сигнал на пульт дежурного, но милиция не успела приехать вовремя.
По словам Валерия Петровича, хищение
было явно заказным, так как в зале находились не менее ценные экспонаты,
которые остались нетронутыми. Через некоторое время после случившегося стало
известно, что из Национального музея в Вашингтоне также пропала работа Руссо.
Ни один экспонат до сих пор не найден.
– Тогда был поставлен вопрос о том, чтобы
галерея круглосуточно охранялась милицией, иначе сотрудники просто отказывались
работать, подвергая свою жизнь риску. А в этом году правительством были
выделены деньги на установку видеонаблюдения в залах
и снаружи здания. Все прекрасно понимают, что в наше время, когда растет число
частных коллекционеров и увеличивается спрос на произведения искусства, без
серьезной системы охраны просто не обойтись.
(Далее…)