Как нам пояснил Валерий Петрович,
проводить полную инвентаризацию музейных экспонатов очень сложно даже в
небольших музеях. Так, в картинной галерее всего около 26 тысяч произведений.
Проверка состояния всех работ требует немало сил и времени. Тем более что этим
занимаются всего пять человек.
– Один раз в три года проходит
частичная инвентаризация по разделам. Ее проводит комиссия в составе нескольких
человек. Также нередки и «внешние» проверки, когда сверяется наличие экспонатов
по книгам, в которых ведется учет всех имеющихся в музее работ.
– Совсем недавно мы поставили
современную систему видеонаблюдения, – рассказывает директор литературного
музея Надежда Ивановна Никулаенкова. – У нас решетки на окнах, хорошая
сигнализация. На должном уровне и охрана литературных музеев на территории
области. После произошедшей весной кражи в музее Куприна там полностью
обновлена система сигнализации, запланированы некоторые доработки охранной системы
и в музее Радищева.
Волнует другое
– человеческий фактор. Поколение хранителей, которым можно было безоговорочно
доверять, постепенно сменяется новым, «продвинутым». С новыми взглядами на
жизнь и зарплату. Чтобы люди хорошо работали, им и платить надо соответственно.
А сейчас средний заработок хранителя составляет 1250 рублей. Эту ставку
определило министерство труда, так что это – вопрос государственного уровня и
решать его должна Государственная Дума.
А между тем экспонаты в литературном
музее все же порой пропадают. Правда, временно. Вот что рассказала нам главный
хранитель фонда Лариса Рассказова:
– Бывает, что при плановой сверке,
которая проводится раз в три года, несколько единиц фонда не находят. Но это
еще не повод для беспокойства. Случай, в принципе, рядовой, поэтому даже
предусмотрена специальная формулировка: «ненайденные экспонаты оставить в
розыске до следующей сверки». Как правило, в следующий раз они находятся.
P.S. Сегодня в «Тарханах»
открывается заседание рабочей группы Приволжского федерального округа «Опыт
освоения и использования мемориальных музейных территорий как способ сохранения
музеев-заповедников». В свете последних событий будет рассмотрен и вопрос
охраны музейных ценностей.
Kстати
Самые громкие кражи культурных
ценностей в Пензенской области
1. Стакан Вершинина с видами усадьбы
Бахметьевых. Похищен из Никольского музея хрусталя в
1996 году. Не найден по сей день.
2. Этюд Теодора Руссо «После грозы».
Похищен из Пензенской картинной галереи в 1992 году. Не найден по сей день.
3. Два тома «Современных записок о
России в историческом, политическом и военнодейственном отношениях» К.Г.
Манштейна и «История Преображенского полка» М.П. Азанчевского. Первые две
датировались 1810 годом, а третья – 1859-м. Пропали из библиотеки имени Лермонтова
в мае 2005 года. Книги не найдены.
4. Личные вещи писателя Александра
Куприна. Похищены из музея в Наровчате в марте этого
года. Преступники задержаны, вещи хранятся в РОВД и после суда будут
возвращены.
Kомментарий в тему
Кирилл Застрожный, заместитель
министра культуры Пензенской области:
– В принципе мы можем говорить о
том, что сегодня дела с охраной музейных ценностей у нас в области обстоят
достаточно благополучно. Есть даже специальная областная программа, позволяющая
получать дополнительные деньги на охрану музейных фондов. Однако по-прежнему
остается актуальным человеческий фактор. Вспомните кражу вершининского стакана
в музее хрусталя или случай с похищением редких книг из Лермонтовской
библиотеки - ведь в обоих случаях имело место разгильдяйство
со стороны наших сотрудников.
– Кирилл Владимирович, я с
удивлением узнал из уст сотрудников музея народного творчества, что ценных
экспонатов там нет и охранять нечего. А как же быть с работами Зоткина или
Екатерины Медянцевой? Для Лувра они, получается, ценность, а для нас – так
себе?
– А вот это лишний пример того, о
чем я вам говорил. Человеческий фактор. Сначала что имеем – не храним, а потом
начинаем плакать.
Елена НИКИТИНА, Елена
БОГДАНОВА, Алла ЛЕКАРЕВА, Игорь Крамской, Анна Сорина
8 августа 2006