Слово
Архиепископа
Пензенского и Кузнецкого ФИЛАРЕТА
к
духовенству и прихожанам Пензенской епархии
в Чине
прощения в канун Великого поста 2006 года.
Во имя
Отца, и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшний вечер, дорогие братья и сестры, мы собрались с
вами в храме Божием с тем, чтобы с добрым и чистым
намерением вступить в дни Святой Четыредесятницы
Великого поста.
Этот пост – Великий – бывает раз в году. И каждый раз,
каждый христианин, независимо от своей занятости, старается оторваться от
мирских дел, от житейских попечений, и прийти в храм Божий, принести к подножию
Голгофы Христовой свои грехи вольные и невольные, ведомые и неведомые. И мы
знаем с вами по душе своей, как легко бывает после этого. Как на улице после
сильного дождя с грозой, когда становится свежо, когда становится чисто на
улице, – вот то же самое происходит и в душе каждого христианина.
Слышали мы почти каждый воскресный день слова: «Покаяния
отверзи ми двери, Жизнодавче». Оказывается, не так
просто бывает открыть двери святого покаяния. Да, Господь говорит: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз
упокою вы…». Но вместе с тем, если мы всмотримся в страницы Святого Евангелия,
послания апостола Павла и Жития святых, мы увидим, как бывал, труден и долог
путь покаяния человека. И особенно в том случае, когда мы уподобились
евангельскому блудному сыну, который ушел в страну далече, промотал все
отцовское имущество, и чистоту души, и целомудрие, и только потом вспомнил, что
у него есть чадолюбивый отец. И он вернулся к нему, и отец принял его,
облобызав, одел в светлую одежду, и провел в свой отеческий дом. То же,
дорогие, бывает и с нами, когда мы проматываемся в этой жизни донельзя, теряя
все богоподобные черты человеческой души, которая сама по себе чиста, красива,
разумна. Теряя эти качества, мы подчас приходим в храмы Божии,
уподобляясь духовным инвалидам.
Но и здесь Господь не отвергает нас. И здесь Господь с
любовью воспринимает каждое покаянное дыхание человека. Да нет греха, который
бы Господь не простил! И наши грехи, по словам святителя Иоанна
Златоуста, похожи на искры пламени, которые падают в море и гаснут. Но для
этого, дорогие, надо сделать решительные шаги вперед. Для этого необходимо
открыть свои души, открыть свою совесть перед Богом.
Грех (в поучениях святых отцов) – это болезнь. Это – болезнь
души. И как много зависит от состояния души каждого человека! Когда душа
здорова, то и весь человек здоров, и тело здорово, и настроение бодрое, и
хочется жить, и хочется что-то делать. Но когда душа начинает болеть, – все
кажется скучным, унылым, нападает чувство отчаяния, кажется, что всё уже,
дальше некуда. Но нет! Господь простирает Свои
отеческие руки к человеку.
Другое дело, что мы иногда бежим от Бога, мы убегаем от
Него. Мы как Адам и Ева, вместо того, чтобы попросить прощения, – мы бежим от
лица Божия. Но, дорогие, так или иначе, хотим мы
этого или не хотим, все равно произойдет встреча наша с Богом, рано или поздно.
И тем людям, которые отрицают всё, они говорят, что не верят, что Бога нет – от
Бога никуда не уйдешь. И мы с вами встретимся рано или поздно, так же, как
встречались наши боголюбивые предки, отцы, матери.
Вот и сегодня мы пришли в храм Божий. Мы слышали сегодня за
Божественной Литургией слова Христа Спасителя. Они заключаются в следующем:
если ты пришел в храм, и хочешь принести жертву, (то есть помолиться), и в это
время вспомнишь, что кто-то что-то имеет против тебя – оставь жертву, пойди к
человеку и примирись с ним. И тогда Господь примет твою жертву. Другими
словами, примирение, прощение друг друга – является первым условием покаяния
каждого христианина.
Невозможно, дорогие, осуждая людей, злясь на своих соседей
или родных, дерзать обращаться с молитвой к Богу. Господь не слышит нас в таком
случае. Но когда мы примиряемся, то мы чувствуем, как Господь ощущает наше
дыхание, ощущает нашу молитву.
Мы вступаем в сорокадневный пост, подражая этим посту Христа
Спасителя, Который был в пустыне между городом Иерихоном и Мертвым морем, и
сорок дней пребывал там. Вот так, дорогие, и мы, символически следуя этому
пути, входим в Великий пост. (Далее…)