Жанр «Сочинение на литературную тему»
САДОВНИКОВА Вероника, 10А класс, МОУСОШ №60 г.Пензы
Свет
Рождества в русской поэзии
Рождество Христово – самый светлый, теплый и семейный праздник. Мне очень приятно
писать сочинение на такую чудесную тему. В моей работе я хочу раскрыть, как в
русской поэзии на протяжении четырехсот лет отразилось непостижимое ангельским
умом событие
- как снизошел к нам на Землю единородный Сын Божий. Наша поэзия в своих
лучших произведениях всегда передавала радость православных в день Рождества
Христова. Да и как же иначе могло быть?
Михаил Васильевич
Ломоносов вдохновенно соединяет свои научные познания, воплощенные в мощном
поэтическом образе, с религиозным благоговением перед величием Зиждителя, с
молитвенной хвалой Его произволению. Солнечный свет становится для Ломоносова
символом просветления всего мироздания лучами Божественной премудрости, которая
смиренно осознается им как единственный источник поэтического вдохновения:
Творец, покрытому
мне тьмою,
Простри премудрости
лучи
И что угодно пред
Тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая Тварь
Хвалить Тебя,
бессмертный Царь.
Гавриил Романович
Державин создал знаменитые оды «Бог» (1784) и «Христос» (1814), в которых передает
восхищение чудодейственным рождением Спасителя. Хотя между этими произведениями
тридцать лет и написаны они в разных веках, но поэтика и философия од едины.
Державин в них почти не использует свою незаурядную изобразительную силу.
Преобладают философско-богословские определения, которых множество: «Премудрость,
сила и любовь/ Бог Дух, в трех светах, Свет ввек живый...»,
«Он – сшедша истина с небес», «Искупитель всех»,
«Незримый светтриипостасный». Конечно, оды далеки
от трепетности евангельского текста, не вызывают в той же мере лирического
сопереживания, но Державин этого и не добивался. Христос должен был остаться в одах сугубо сакральным
образом, без авторского поползновения на художественное Его изображение.
Вильгельм Карлович
Кюхельбекер был одним из поэтов пушкинского круга, кто придерживался одических
традиций. Но в его поэтическом наследстве, озаренном светом Рождества Христова, звучит
интонация философско-элегическая. В «Стихах на Рождество» (1839) он пишет:
Чтоб нашу гордость
побороть,
Младенцем слабым
стал Господь
Он, грозный Судия
вселенной,
В дому родительском
возрос,
Послушный отрок и
смиренный.
Ничто вселенна пред ее Творцом; Вещал же так Творец и царь вселенной: «Сынов Адама буду я
Отцом; Избавлю
род их, смертью уловленный, – Он не погибнет пред Моим лицом!» – И Бог от Девы родился
смиренной.
С тридцатых годов XVIII века евангельские темы все чаще присутствуют
в поэзии как темы духовно-лирические, вне какого-либо гражданского подтекста, и
как темы эпические, порожденные двойным вдохновением исторического и
религиозного свойства. Стихотворение Петра Павловича Ершова «Ночь на Рождество
Христово» (1834) заставляет, прежде всего, вспомнить «Священную идиллию» (1827)
С.Е. Раича, написанную в той же драматургической форме. Пролог-экспозиция представляет
собой сказочно-чудесную картину природы, пронизанную мотивом ожидания, который
скрыт в плавно
расширяющемся стихе, скоплении зрительных и нарядных эпитетов и метафор.
Обозначен пространственный центр сюжета и его смысловая направленность: это
Вифлеем в ожидании необыкновенного события. Природа готовится к событию, как бы
прислушиваясь и всматриваясь в самое себя. Все вокруг замирает, «светлое небо»
– знак дня – «покрылось туманною ризою ночи», но и ночные атрибуты проявляют
себя непривычно: месяц скрылся, «затерялась зарница», «звезды не блещут». Поля
и луга «омыты вечерней росою», цветы источают благовоние, кипарисы курятся, замедляют течение
«сребровидные волны» Иордана, недвижны стада овец, пастухи сидят – все окутано
праздничной атмосферой. (Далее…)